Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения

Основными формами общетехнической подготовки студентов являются: проектная, индивидуальная и индивидуально-групповая, аудиторная и внеаудиторная.

Содержанием общетехнической подготовки студентов являются блоки и модули дисциплин цикла предметной подготовки государственного образовательного стандарта, содержание общетехнологической и специальной (контекстной) конструкторско-технологической подготовки, инновационное содержание авторских программ, учебных пособий и методических разработок.

Профессионально важными качествами общетехнической подготовки личности будущего преподавателя могут быть: моральные и общечеловеческие ценности, технологическое мировоззрение, проектное конструкторско-технологическое мышление, этика, эстетика, конструкторско-технологические умения, знания и навыки, организаторские способности, педагогическое самообразование, компетентность, профессиональное мастерство, творчество, мобильность, психолого-педагогическая способность и такт, умение выявления и развития потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов учения.

В свою очередь, технология реализации разработанной дидактической системы также есть комплексная, интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на освоение ЗУН и формирование личностных качеств обучаемых (Д. В. Чернилевский). Технологии обучения - это технологии передачи содержания образования, то есть методы и способы обучения, организации учебного процесса. При этом дидактический процесс определяется как совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности студентов.

Педагогические технологии обусловлены целью и результатом функционирования дидактической системы. Цель - это планируемый результат. Достижение цели осуществляется через деятельность посредством решения задач. Целью инженерной подготовки студентов запрограммировано формирование у них инженерных умений и освоение технологий формирования этих умений у учащихся. Умения рассматриваются как способность осуществлять инженерную деятельность. А знания выступают вторичными, как понятия и системы понятий реального мира. Таким образом, знания служат умениям.

Задать цель общетехнической подготовки - значит выявить и сформулировать систему инженерных умений, которыми должны овладеть студенты. Лишь затем отбираются знания, необходимые для формирования умений. Это, например, знания объектов конструирования и процессов обработки. К ним обязательно добавляются знания о самой инженерной и трудовой деятельности, о методах и приемах решения инженерных задач. Эти два вида знаний и составляют научное содержание инженгерной подготовки.

Инженерной деятельности характерны этапы: мотивационный, ориентировочный, материальный, внешнеречевой (устная и письменная речь), беззвучной устной речи, умственного или внутриречевого действия. Уровни этой деятельности: знакомство, воспроизведение, умения и навыки, творчество. Уровни овладения инженерной подготовкой определяются как умения выполнять действия: с опорой на описание, с вспоминанием, умственно.

Проведем краткий обзор и анализ обобщенных педагогических технологий с характерными признаками, приемлемых для формирования общетехнической подготовки студентов:

- проблемное обучение - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности;

- концентрированное обучение - блочно-модульная система, создание структуры учебного процесса по психологическим особенностям;

- модульное обучение - учет и реализация индивидуальных потребностей личности по индивидуальным программам;

- развивающее обучение - развитие личности по способностям в различных видах деятельности;

- дифференцированное обучение - создание оптимальных условий для выявления задатков личности, развития интересов и способностей согласно минимуму знаний (образовательный стандарт);

Перейти на страницу: 1 2 3 4