Развитие системы среднего профессионального образования в г. Волгодонске

В связи с открытием и функционированием различных инновационных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, инновационных школ и т.д.) возникла необходимость выявления критериев перехода традиционных учебных заведений на новые формы обучения с изменением статуса этих учебных заведений. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.

Цель и задачи проводимого исследования сводятся к разработке и обоснованию критериев перехода образовательных учреждений на новые формы обучения в новых типах образовательных учреждений.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам общеобразовательных учреждений можно отнести:

а) создание в рамках традиционных средних общеобразовательных школ гимназических классов, классов различного уровня обучения, коррекционно-развивающих классов;

б) создание в рамках традиционных общеобразовательных средних школ классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов;

в) открытие школ-гимназий как экспериментальных площадок;

г) создание авторских школ;

д) открытие гимназий, лицеев;

е) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;

ж) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

Под понятием «критерий» мы обозначим ряд требований к условиям, которые необходимо учитывать при переходе традиционного образовательного учреждения в новый статус или открытия учебного заведения нового типа.

Рассмотрим педагогический процесс в учреждении среднего профессионального образования нового типа Лицея им. Самарского № 105.

Существовавшая ранее в нашей стране практика взаимоотношений прочно закрепила за школой, сотрудничающей с вузом, определение "подшефной". Это в известной мере дискриминировало средние учебные заведения. Общеобразовательная школа оказывалась в роли просителя, а вуз - благотворителя. Российский государственный гуманитарный университет предложил совершенно новый уровень сотрудничества. Оно основывалось на равноправных партнерских отношениях между средней и высшей школой, направленных на реализацию модели лицейского образования. Заявленный эксперимент первоначально вызвал некоторую настороженность и поэтому не мог рассчитывать на повсеместную поддержку. Он нашел отклик лишь у нескольких общеобразовательных школ, и на их базе были созданы первые лицейские классы. Опыт их работы скоро привлек внимание и других школ к новым подходам в образовании, предполагающим тесное сотрудничество высшей и средней школы.

Сегодня лицейские классы Лицея № 105 работают в шести Волгодонских школах. В лицее сейчас учатся около четырехсот школьников девятых - одиннадцатых классов. Обучение ведется по двухгодичной (10-11 классы) и четырехгодичной модели (8-11 классы).Круг партнеров не ограничивается городом. Лицейское образование доступно и жителям Ростовской области.

Таким образом, Лицей сегодня - неотъемлемое звено единой цепи среднего профессионального образования, которое позволяет использовать традиции российского образования, новые технологии и научно-методический потенциал высшей школы.

Цель: развитие образовательно-воспитательной гуманистической системы Лицея.

Задачи:

способствовать дальнейшему утверждению в индивидуальном и массовом сознании лицеистов, их родителей и педагогов новых целей, ценностей и жизненных смыслов, норм и принципов гуманистического мировоззрения;

освоение и внедрение в практику образовательной деятельности положений личностно-ориентированного подхода как эффективного условия для развития индивидуальных способностей и личностно-значимых качеств лицеистов;

развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе интеграции дидактической и воспитательной подсистем;

диагностика и регулирование межличностных отношений лицеистов, воспитание у них коммуникативной культуры и социальной компетентности;

формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего педагога в системе профессионального самоопределения на этапе довузовского образования;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5