Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Современная систематическая психолого-медико-педагогичес­кая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методи­ческая поддержка их родителей, социальная адаптация и форми­рование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в

системе Министерства образования

на базе следующих учреждений:

1. специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделе­ния (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

3. группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы крат­ковременного пребывания. («Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии». Министерство образования РФ от 29.06.99 № 129(23-16).

При поступлении ребенка в такую группу проводится его пер­вичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возмож­ности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудниче­ству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимо­действия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональ­ном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка до­вольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выражен­ности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитан­ника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка яв­ляется важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной програм­мы развития.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родите­лям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя следующие организаци­онные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-ре­комендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конфе­ренций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, спо­собствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

Ниже приводится пример индивидуальной программы. Снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т.д.; давать пробовать Лене выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолиуме). Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгры­вать поделки из теста — угощать ими кукол.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ре­бенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпи­чиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конст­руктора «лего» дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3