Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие.

а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.

б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно-хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнять трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

в) В методике трудового воспитания существенно важными являются определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы поведения результатов её выполнения.

г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идёт об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её выполнения.

Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

е) Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Перейти на страницу: 1 2