Отметки и оценки на контрольных этапах.

Мотивы учения – это

50% от мотивов отметки.

Ш. А. Амонашвили.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка - это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка - это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.

Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, спекулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок:

каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговый отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

Выводы по главе 1.

В главе 1 я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем самым, в этой главе я выполнил первые три цели, поставленные передо мной при написании этой работы. Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:

Цели контроля знаний и умений учащихся

1. подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

2. получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания,

указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по разлитию изучения темы (цикла знаний).

Формы контроля знаний и умений учащихся

1. биологический диктант

2. тестовое задание

3. краткая самостоятельная работа

4. письменная проверочная работа

5. лабораторная работа

6. устный зачет по изученной теме

Место различных форм контроля в процессе обучения

Текущий контроль:

1. Биологический диктант

2. Тестовые задания

3. Кратковременная самостоятельная работа

Итоговый контроль:

1. Письменная проверочная работа

2. Лабораторная работа

3. Тестовые задания

4. Устный зачет по теме

Перейти на страницу: 1 2