Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг представления о едином материальном мире.

Особую роль в нашей системе мы отводим вводным и обобщающим занятиям.

Роль вводных занятий по разделам школьного курса физики часто недооценивают, предпочтение отдают обобщающим урокам. Однако только систематическое проведение как вводных, так и обобщающих занятий дает возможность добиться желаемого результата.

Вводные занятия направляют учебную и поисковую деятельность учащихся. Помогают выбрать из потока информации, предлагаемой на уроках, нужную для построения логической цепочки знаний.

Вводные занятия развивают способность самостоятельно и творчески работать с творческим материалом.

Начиная вводные занятия по любому разделу мы должны помнить главное, что необходимо формировать у учащихся понимание единство природы. И оговорить с ними с самого начала, что деление природы на науки предпринято человечеством для облегчения ее изучения. Разумеется она не знает, что разделена на химию, физику, биологию и т.д. Эта идея должна пронизывать изучение всего курса.

Вводные занятия по любому разделу школьного курса физики надо начинать с определение науки.

Наука – это система знаний об объективных законах развития природы и общества.

Науки бывают естественные и общественные. Общественные науки – это система знаний об объективных законах развития общества. Естественные науки – это система об объективных законах развития природы.

Объектам познания естественных наук является материальный мир, существующий независимо от познающего субъекта. В материальном мире можно выделить три структурные области – микромир, макромир и мегамир, которые отличаются друг от друга пространственной протяженностью (Приложение 1), а микро- и макромир – как по основным структурным элементам (Приложение 2), так и по преимущественным типам взаимодействия (Приложение 3).

Мегамир (Галактики, гравитационные и магнитные поля) и часть макромира (планеты с их спутниками, планетные системы звезд) изучаются астрономией.

Астрономия – старше физики. Фактически физика и возникла из нее, когда астрономия заметила поразительную простоту движения звезд и планет: объяснение этой простоты и стало началом физики. Но самым выдающимся открытием астрономии был тот факт, что звезды состоят из тех же атомов, что и Земля.

На уроках астрономии учащиеся встречаются практически со всеми физическими понятиями, которые используются при изучении движений в гравитационном и электромагнитном полях, с описанием физического состояния вещества на основе молекулярно-кинетической теории, процессов излучения и его взаимодействия с веществом, способов передачи теплоты, распада и синтеза атомных ядер. Тесная связь физики и астрономии хорошо раскрывается на примерах истории их развития. Очень благодатный для этой цели материал представляет развитие кинематики и динамики, которое происходило на основе изучения движения как земных, так и небесных тел. Несмотря на такую тесную связь наук естественно-математического цикла, астрономия является самостоятельной наукой, которая имеет свои цели и задачи:

- изучение видимого и истинного расположения и движения небесных тел;

- определение расстояний между ними, формы и размеров их;

- исследование их физической природы;

- изучение проблем возникновения и развития небесных тел и их систем.

Микромир (элементарные частицы, атомы, молекулы) и часть макромира (окружающие нас на Земле тела, гравитационное и электромагнитное поля) изучаются физикой.

Физика – по гречески «природа», т.е. наука о природе, изучающая общие свойства и законы движения материи.

Как известно, любая наука имеет свой предмет, объект и методы исследования, которые, как правило, заложены в ее определение. Исходя из этого:

объектом исследования физики является материя,

предметом исследования – физические формы ее движения,

методы исследования – эмпирический и теоретический.

Необходимо с учащимися подробно остановиться на каждом из этих элементов.

Материя, согласно В.И.Ленину, «…есть то, что действует на наши органы чувств, производит ощущение. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». (В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.18).

Существенным в этом определении материи является тот факт, что материя не отождествляется с каким-либо конкретным своим видом или свойством.

Необходимо обратить внимание учащихся на следующее:

1. То, что материя является объективной реальностью, означает, что материя существует независимо от нас.

2. То, что материя дана нам в ощущениях, означает, что мы познаем материю.

3. Необходимо обратить внимание на то, что материя – источник ощущения.

4. То, что материя первична, а сознание вторично, означает, что материя определяет мышление, а не наоборот.

Перейти на страницу: 1 2