Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики

Задание 4. Что такое имя существительное. Приведите примеры.

Почему слово пишется с большой буквы? Казахстан.

Как определить род имени существительного?

Определите род имен существительных: носки, столы, журналы, письма, коньки.

По какому принципу я разделила эти слова:

Конь машина

Собака кровать

кошка осина

медведь дерево

девочка бревно

Задание 5.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне . проснутся дерев .я набухнут почки побегут руч .и прилетят гр .чи и скворцы Саша и Ол .га повесят скворечники.

2 . Из каждой группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.

Задание б. Подчеркните существительные, напишите одушевленность и род.

Храбрый человек; пушистый кот;

Злая собака, дождливая осень.

Задание 7. Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?) . познается в беде.

(кто?) . сильна крыльями, а (кто?) . дружбой.

(что?) . с гор потекла - весну принесла. Волга

всем рекам . (кто?) .

Весенний (что?) . целый год кормит.

Земля кормит людей,, как (кто?) . детей.

Задание 8. Списав, обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто?что?

Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил теплый дождь рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там были караси.

Для доказательства эффективности проделанной работы был проведен констатирующий срез на знание грамматических признаков имени существительного. Этапы проведения эксперимента были те же, что и в начале года: писался диктант с последующим выполнением грамматического задания .

Гроза

Тучи закрыли все небо. Сверкает молния. Гремит гром. Сильный ветер качает деревья. Льет дождь. Вода залила дорогу. Но вот гроза утихла. Стало светло. Дождь перестал. Опять засияло солнце. Дети бегут в сад.

Грамматическое задание:

подчеркните одной чертой существительные одушевленные, а двумя чертами неодушевленные. У всех существительных определите род.

Таблица 2. Знания грамматических категорий после систематического изучения.

Класс

Кол-во учащихся правильно назвавших

Опред . одушевленных

Опред. рода

Эксперимент. 26 человек

22 (92%)

21 (87%)

Контрольный 26 человек

18(75%)

18(75%)

В экспериментальном классе

из 26 человек, писавших работу, правильно определили одушевленность 22 человека, род имен существительных - 21 человек. Неправильность ответа в определении одушевленности во многом объясняется неумением правильно задавать вопрос, но главное - непонимание принципа одушевленности и неодушевленности. Неправильность ответа в определении рода объясняется, во-первых, невнимательностью. Во-вторых, абстракцией категории рода: для слов, не обусловленных значением половой принадлежности, род определяется по окончанию. С понятием окончания дети еще не знакомы. В-третьих, учащиеся вводят в заблуждение слова с мягким знаком на конце (конь, соль).

В контрольном классе

из 26 человек правильно определили одушевленность 18 человек, род - 18 человек.

При обучении по традиционной форме (контрольный класс) усвоение материала основывалось на репродуктивном методе.

При репродуктивном методе основной упор делается на запоминание. Память в этом возрасте у детей кратковременная, неустойчивая. Дети не могут удержать в памяти большой объем информации. Внимание в этом возрасте неустойчивое, непроизвольное, что так же влияет на запоминание .

В классе, где обучение имело проблемную направленность (экспериментальный класс), обучение основывалось на осмыслении программного материала. В связи с этим уровень качества знаний выше.

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала. При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучение, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает более длительное время внимание. Все это способствует созданию более прочных связей в коре головного мозга, а следовательно лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно - следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разроз фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Элементы сопоставления классификаций не только дают представления об изучаемом предмете, но и развивают мышление. Проблемная ситуация таким образом наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5