Проблема педагогического общения, ее актуальность и направление в изучении и практической разработке.

Слово учителя - это ничем не заменимый инструмент

воздействия на душу воспитанника

В.А.Сухомлинский

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная

. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты функционально-творческие. Итак, Педагогическое общение

– это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, а также создание благоприятного психологического климата.

Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Он постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность, выступая и как источник информации, и как человек, познающий воспитанника или группу людей. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя, неумение организовать педагогическое общение целостно. Например, планируя урок прежде всего как передачу информации, учитель не всегда задумывается над другими общенческими функциями. В результате материалы подобраны, педагог хорошо владеет ими, а урок “не клеится”, нет контакта с классом, точнее нет целостного процесса педагогического общения. Реализуется лишь информативная функция общения, не подкрепляясь взаимоотношенческим “слоем”. Таким образом, основной характеристикой педагогического общения – является его целостность.

Педагогическое общение – это, конечно же, творчество

. Оно проявляется в 4-х аспектах:

  1. Творчество в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.
  2. Творчество в умении понять психологическое состояние учащегося.
  3. Творчество в искусстве воздействия на партнера, в умении взаимодействовать с ним.
  4. Творчество в процессе саморегуляции, в преодолении разнообразных психологических барьеров, т.е. в искусстве управления собственным состоянием.

Творчество, проявляясь в этих 4 аспектах деятельности учителя, позволяет достичь более продуктивного уровня педагогического труда.

Важную роль в организации взаимодействия с детьми играет стиль педагогического общения

. Это категория социально и нравственно насыщенная, она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Сегодня в педагогике установлены 5 наиболее распространенных стиля педагогического общения основанные на:

1) увлеченности совместной творческой деятельностью (самый продуктивный стиль)

2) дружеском расположении

3) общении - дистанции

4) общении - устрашении

5) общении- заигрывании

В целом все эти стили можно условно разбить на 3 большие категории: авторитарные, демократические и попустительские.