Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика педагогического процесса. Его личностный характер.

Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его участников (субъектов): педагога и воспитанника.

Деятельность педагога заключается в преподавании научного материала, деятельность ученика состоит в его усвоении и учении. Большую роль в этом процессе играет понимание характера взаимодействия между ними. Оно может быть представлено функционально, т.е. педагог передает информацию и предполагает, что ученик будет в новом состоянии. Через определенное время, после проверки знаний ученика, педагог как бы сам переходит в новое состояние. Далее происходит тот же самое, только на более высоком уровне и стороны таким образом совершенствуются. В педагогике этот циклический процесс, развивающийся по спирали, получил название – явление обратной связи.

Схематично это можно изобразить так:

Здесь четко прослеживается движение информации и педагогический процесс приобретает динамичный характер.

Недостатком такова представления является то, что каждая сторона представлена в нем чисто функционально: педагог обязан дать информацию, ученик обязан ее исполнить. Но педагогический процесс, если понимать его в формирующем значении, воспитывающем смысле не может восприниматься только со стороны своей функциональной представленности.

Необходима его личностная ориентация

, т.е. такая организация педагогического процесса, при которой педагог будет ориентирован на учащегося как на целостную личность, обладающую определенными идеалами, самосознанием и.т.д.

Такой тип личностного педагогического образования предполагает не только уважение и признание учащегося, но и такое содержание образования в котором предлагается эмоционально окрашенное знание с живыми примерами и т.п.

Диалог между преподавателем и воспитанником приобретает новый смысл и из простой вопросно-ответной беседы превращается в беседу разнообразных позиций, мнений, суждений. Благодаря этому конечное знание предстает не как однозначная истина, а как знание показанное в нескольких аспектах.