Место и роль активности личности в ее становлении

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание возможностей, объективных социальных условий для духовно-нравственного совершенствования человека. Однако наличие условий и предпосылок само по себе еще не решает задачу становления развитой личности. Необходима, прежде всего, ее собственная активность в этом сложном процессе.

Ученые единодушны в том, что движущими силами в становлении личности являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти противоречия побуждают к активности и стремлению самореализоваться.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Под самовоспитанием понимается

– сознательная, целеустремленная и самостоятельная деятельность воспитуемого, направленная на формирование определенных качеств. Эта деятельность особенно напряженно протекает в подростковом возрасте, когда человек начинает осознавать свои способности и стремиться управлять ими. Объективно подросток не обладает опытом для самостоятельности жизни, но хочет делать все сам (по этой причине часто возникают конфликты со взрослыми).

Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их с поступками других, оценку собственного багажа знаний и т.д. Насколько рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее самовоспитания.

В зарубежной психологии большое значение придается сформированности у человека «Я- концепции». Она включает в себя:

· Представления человека о самом себе

· Оценку человеком себя

Положительная «Я- концепция» очень важна для воспитания личности. Напротив отрицательная – подавляет ее активность, мешает внутреннему духовному росту и формированию. В связи с этим все педагогические стратегии и тактики направлены на то, чтобы поддержать все положительное, что есть в воспитаннике, т.к. это положительное влияет на активность личности в процессе ее становления.

(Макаренко писал по этому поводу о том, что в человека нужно верить и относится к нему с оптимистической точки зрения).