Составление геометрических словариков как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий у младших школьников.

При формировании понятий могут использоваться различные творческие задания. Это может быть написание сказки, стихотворений, различные поделки, рисунки, математические газеты и т.д.

Один из видов творческих заданий при работе с понятиями — составление детьми «Геометрического словарика». При составлении словарика дети дают определение понятия (своими словами, так, как они понимают), самостоятельно выделяют существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки.

В геометрическом словарике отражаются следующие моменты:

1. Термин (Дети пишут название)

2. Определение (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?», описывают фигуру, перечисляют её свойства)

3. Содержание понятия (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру можно отличить от остальных геометрических фигур)

4. Объём понятия (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают?», «Как можно сделать?»)

5. Связь с жизнью (Где встречается, какие предметы или их части имеют такую же форму?)

6. Творческое оформление (стихотворения, сказки, загадки, интересные задания, рисунки и т.д.)

Работа над словариками проводилась в 3 «А» классе школы № 98 г. Новосибирска. В результате этой работы нами сделан вывод, что составление словариков помогает детям сформировать понятия, а не просто представления о геометрических фигурах. Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента у детей повысился интерес к урокам геометрии (до эксперимента среди любимых предметов геометрию называли 3 ученика, после — 7 учеников) (см. стр. 45).

После анализа словарей сделаны некоторые выводы.

1. Дети пытаются давать свои определения. Например, Маша Быкова: «Круг — это геометрическая фигура, у которой нет углов, есть окружность и радиус, т.е. середина, от которой если провести линию до окружности в одну сторону и линию в другую, у двух линий будет одинаковая длина». Некоторые пытаются сформулировать определения через разные родовые понятия.

2. К составлению словариков ученики подошли творчески. Большая часть словарей оформлена ярко, много рисунков, стихотворений, загадок.

3. Некоторые ученики в своих словариках не просто не соединяют, но и пытаются развести понятия «шар» и «круг». Известно, что даже взрослый человек может сказать «круглый мяч, круглый шар». Например, Оля Синянская сочинила стихотворение.

Важный круг

Жил-был очень важный круг,

Презирал он всех вокруг!

Он любил только себя,

Говорил, себя хваля:

Посмотрите, у меня

Форма совершенная!

Даже солнце и луна

Так похожи на меня!

И на свете я один

Без углов и без вершин!

— Но у солнца форма шара! —

Тут окружность пропищала.

Рассердился важный круг,

Оглянулся он вокруг:

— Ну, а ты здесь кто такая?

Ты же линия простая!

Спорить ты со мной не смей,

Убирайся поскорей!

— Хорошо, сейчас уйду,

Но накличешь ты беду!

Не узнал меня ты зря,

Ведь граница я твоя!

¼ Тут окружность вдруг пропала.

¼ КРУГА ВАЖНОГО НЕ СТАЛО!

Дети приводят примеры заданий, вопросы в стихах. Например, задание из словарика Арины Большуковой:

Сколько здесь

квадратов?

Ответ: 50.

4. В детских словариках много ассоциации. Например, треугольник ассоциируется с рекламным щитом, дорожным знаком, стороной крыши, кленовым листочком, наконечником стрелы, клапаном кармана.

Форму квадрата имеют: сторона кубика, стекло, клетки в тетради, наволочки, сидение у табуретки, лист бумаги, форточка.

Форму круга имеют: мишень, конфорка, кнопка, крышка, дно кастрюли.

Окружности — это руль, обруч, кольцо, серёжки, браслет, обод колеса.

5. Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий характер. Детям этот вид работы нравится. Они выступают как авторы, сами создают образы, используют свои ассоциации.

На наш взгляд, такой вид работы, как составление геометрических словариков, помогает сформировать понятия, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на уроках математики.

Таким образом, выполнение детьми творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.