Приложение 2.

Конспект занятия по связной речи.

Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-че­тырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входят мальчик и девочка из той лес группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике (см. приложение IV, рис. I).

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой дейст­вия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:

— Кто вошел в группу?

— Что взял Алеша?

— Что взяла Катя?

— Что строил Алеша?

— Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)

3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут под­бирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений детей наводящими вопроса­ми: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем малень­кую («лишнюю» по размеру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

— Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начи­нается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят.

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.