Понятие метода обучения

Слово «метод» в переводе с греческого значит путь, способ. Под методами обучения в педагогике разумеются способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их познавательных способностей и формирование мировоззрения.

В школе применяются разнообразные методы обучения. Для изложения знаний учитель прибегает к рассказу, к объяснению или беседе. Эти методы очень часто сочетаются с демонстрацией изучаемых предметов и их изображений.

Для приобретения и закрепления знаний, учитель организует работу учащихся по учебнику. С целью выработки умений и навыков, учитель дает учащимся разнообразные задания, стараясь обеспечить систему упражнений в выполнении соответствующих действий. При этом, он ведет учащихся ко все большей степени самостоятельности, организуя и работы творческого характера.

Ставя перед собой и учащимися определенную учебную цель, учитель использует для достижения этой цели наиболее подходящий метод или сочетание методов. Обычно в математике для ознакомления учащихся с каким-л правилом основным является метод объяснения этого нового правила, который также сопровождается другими методами.

Правильное применение методов обучения не допускает механического и догматического усвоения детьми материала. При любом методе работа учащихся должна быть организована так, чтобы не допускалось усвоение знаний без понимания усваиваемого. Методы обучения также должны служить достижению такого качества усвоения знаний, когда учащиеся не только знают правило, понятие, закон, но и умеют применить их на практике.

При правильной постановке обучения каждый метод максимально используется для развития познавательных способностей учащихся – их восприятия, мышления, памяти, воображения. Каждый метод требует активности учителя и учащихся.

Применяя различные методы и приемы в обучении, необходимо учить им и школьников – учить в самой практике познавательной работы. Самостоятельное пользование методами и приемами умственной работы и практических действий является сильнейшим фактором развития способностей учащихся. Опыт самостоятельной познавательной работы вооружит учащихся умениями приобретать знания путем самообразования.