Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие:

— он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого;

— способствует приведению знаний в систему;

— помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;

— стимулирует сознательное и активное отношение к уче­бе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые ре­зультаты;

— помогает развитию памяти и мышления у студентов;

— вызывает необходимость в работе с источниками, учеб­никами, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

— дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возмож­ность в известной мере судить о постановке учебно-воспи­тательного процесса в данном высшем учебном заведении.

Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.

ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбад­ривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

По видам и формам контроль подразделяется на:

— текущий (семинар, практическое занятие, контроль­ное занятие, контрольная работа);

— промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если он не единственный);

— итоговый (заключительный экзамен по предмету, го­сударственный экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает:

— устным (методом устного опроса);

— письменным (путем письменных ответов);

— путем защиты разработанных рефератов;

— в виде деловой игры.

Таковы основные функции, виды, формы, методы конт­роля и требования, предъявляемые к нему.

Правильная методика проведения контроля побуждает студента изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.