Характеристика упражнений в равновесии.

К специальным упражнениям в равновесии относятся: ходьба, бег и другие движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной площади опоры. Эти упражнения способствуют развитию равновесия, глазомера, а также смелости.

Чес меньше площадь опоры, чем больше высота предмета и угол наклона доски, бревна, тем труднее выполнять упражнение и сохранять равновесие.

В начале обучения даются упражнения на полу (между двумя шнурами), в дальнейшем – на доске, скамейке, бревне (горизонтальных, наклонных). В старшей группе уже проводятся упражнения на рейке гимнастической скамейки. Ширина пособия и его высота для шестилетних детей такая: ширина – 15 см, высота- 30 см. Дети в старшей группе ходят уже не только вперед и боком, но и спиной вперед, при этом изменяют положение рук. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм. Улучшение результатов у детей 5-6 лет происходит в связи с достаточно хорошим развитием координации тонуса мышц. Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением воспитателя, а при необходимости оказывать помощь и страховку отдельным детям.

Характеристика лазания

(ползания, подлезания, перелезания, влезания).

При выполнении упражнений в лазанье в работу вовлекаются различные группы мышц. В старшей группе задания усложняются, к технике их выполнения предъявляются более высокие требования. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.

Упражнения в ползании, переползании часто сочетаются с другими движениями. Организация таких упражнений требует внимательного подхода воспитателя. Успешность упражнений зависит от подбора и расстановки пособий.

Большой сноровки требует упражнение в попеременном подлезании и перешагивании реек лестницы, приподнятой на 50-60 см от пола. Также здесь вводятся подтягивание на скамейке на коленях, передвижения с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне.

На данном этапе значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам. Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4-6 рейки и выше. Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки. Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. Также они упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивания их ногами и перехватывая руками. По другому его можно назвать перелезанием перевалом.

В старшей группе знакомят детей с лазаньем по канату.

Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины. Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях. В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной сложной ситуации.

Во время занятий на открытом воздухе заботиться о лазанье в естественных условиях, использовать пособия разной конструкции и высоты.