Характеристика образовательной системы сиротских учреждений

Под одинаковой одеждой бьется сто разных

сердец, и каждое - особая трудность, особый характер

работы, особые хлопоты и опасения.

Я. Корчак

По данным Детского фонда, в России насчитывается 720 тыс. детей- сирот (Парламентская газета, №29 (660) от 14.02.2001). Существующие в нашей стране формы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные (опека (попечительство), усыновление); государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа); государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства (приемные семьи (семейные детские дома), патронажные семьи, детские общины, приюты, социальные гостиницы); негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.) [ 24,с.10].

Рассмотрим разные варианты обучения детей-сирот:

Дети, лишенные родительского попечения, живут и обучаются школе-интернате. В этом случае встречаются две разновидности:

Школа-интернат, в которой группы скомплектованы по возрастному и половому признаку, из мальчиков и девочек одного возраста. При таком комплектовании класса ограничен круг общения детей, что, несомненно, приводит к значительному недоразвитию коммуникативных навыков детей-сирот.

Школа-интернат, которой группы скомплектованы по принципу «замещающей семьи» - разные по полу и возрасту. Принцип формирования класса тот же, но в одном классе обучаются дети из несколько «замещающих семей» - групп.

И первый, и второй вариант комплектования класса и обучение детей-сирот в условиях школы-интерната не благоприятствует их социально-эмоциональному развитию, так как «среда обитания ограничена», следовательно, особенно с детьми, воспитывающимися в семьях.

Предполагаются несколько путей решения этой проблемы:

Активное включение детей-сирот в работу учреждений дополнительного образования за пределами школы интерната. Это обогащает их эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах. При этом очень хорошо, если ребенок посещает не один кружок (студию, школу искусств), а 2-3, в которых взаимодействует с разными группами детей.

Очень часто школа-интернат становится культурообразующим детским центром для детей микрорайона, небольшого села, поселка. Школу-интернат посещают и дети из семей. Такая ситуация более благоприятна для детей-сирот, не только в плане коммуникативных отношений, но и в плане их эмоционального развития. У них формируется чувство «хозяина», а не «гостя»; чувство собственного достоинства и желание показать себя и свою школу-интернат с самой лучшей стороны.

Посещение детей в воскресенье, праздничные дни, каникулы попечительских и опекунских семей; своих родственников. Этот путь социализации ребенка и решения проблем его социально – эмоционального развития важен, прежде всего, тем, что ребенок оказывается в реальных, а не смодулированных условиях семьи, приобретает опыт навыка семейных отношений, социально-бытовых умений.

2) Дети-сироты проживают в детском доме, посещаю школу, соответствующую уровню их образования, в микрорайоне.

В настоящее время наблюдается две формы комплектования классов в школах, которые посещают дети, воспитывающиеся в детском доме:

В школе создаются «сиротские классы», укомплектованные только детьми из детского дома. Искусственное выделение их в отдельные классы часто приводит к агрессивности этих детей, вызванной отношением к ним не только «семейных детей», но и педагогов.

Более благоприятной для ребенка-сироты оказывается ситуация обучения в классе совместно со сверстниками, воспитывающимися в семье. При этом ребенок-сирота может занимать разное положение в коллективе сверстников в классе и в детском доме. Каждая из этих ситуаций приводит к различным эмоциональным проявлениям: от состояния агрессии, лживого, приспособленческого поведения до хороших дружеских отношений с «семейными» детьми.(14,с.8, 9, 10)

Перейти на страницу: 1 2