Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (ло­гопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необ­ходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиат­ра, окулиста, отоларинголога и др.

Содержание обследования включает изучение анам­нестических сведений, педагогической, психологической и меди­цинской документации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значи­мые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородово­го) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при ро­ждении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери

до появления ребенка позволяют определить возможные откло­нения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Вы­явление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее ре­чевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на-

тального и постнатального периодов развития ребенка анализи­руются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного

изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом раз­витии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с ок­ружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близ­кие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого об­ращения, физических наказаний, запугивания); помощь в фор­мировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучива­нии сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамма­тически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие, предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности прояв­лений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутству­ющих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, но­гой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замеча­ет, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится гово­рить )?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было

рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствующих наруше­ний моторики указывает на необходимость двигательных упраж­нений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкуль­туре.

Особенности психологических проявлений у заикающегося

требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникнове­ния и особенностей протекания у него заикания проводится об­следование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказы­вающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

В логопедическом заключении учитывается:

форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замед­ленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), со­путствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии.общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и вы­раженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изме­нение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности за­икающегося, характер игровой деятельности, отношение к учеб­ной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заика­ние (во всех, в большинстве, в некоторых).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания фи­зиологического характера), а также отделить разные формы за­икания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающе­гося позволяют установить его природу.

Перейти на страницу: 1 2