Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей ребёнка с нарушением речи.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными пси­хозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задер­жке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В, Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Бос­кис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960 и др.). Так, Е. Пи­шон выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциатив­ных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизарт­рии и связана с поражением подкорковых образований. Пробле­ма органического заикания до настоящего времени остается не­решенной. Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового субстрата прямо за­трагивают речевые области мозга или связанные с ними систе­мы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротиче­ское расстройство, расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной деятельности и речевой функ­ции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е, Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Бара­нова, 1963).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отме­чают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегета­тивная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамид­ные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазо-мевротиками. Gerdner объективно показал изменение нейровегетативмой реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).[15,c.20]

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздраги­вание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубо­кие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушени­ем речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый ха­рактер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто от сутствует целеустремленность и настойчивость. Собственные ре­зультаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заика­ния на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиа­ни, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова ).[16,c.3]

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологи­ческих, но и с нейрофизиологических, психологических, психо­лингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по от­ношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи за­икания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9