Развитие форм и методов профориентации будущих менеджеров

Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг, организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, - все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника, ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение, мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.

Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей специальностью (будущий врач не идет готовиться к поступлению в экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь подробно на хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим, что концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе самых лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То есть важным является не столько соответствие школьника, пришедшего в довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста, сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.

Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание мотивационной среды и предупреждают об опасности получения учащимися неадекватного впечатления о вузе, если в процессе мотивирования умалчивается о недостатках качества преподавания или организации учебного процесса.

По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью получения начального экономического образования можно считать деятельность факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии управления (ДонГАУ).

Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи: выявление и развитие специальных качеств и склонностей для работы в управленческой сфере; организация учебно-воспитательного процесса для получения первичных знаний и практических навыков в сфере менеджмента и маркетинга; обеспечение целевой подготовки наиболее одаренных детей для поступления в академию на льготных условиях.

Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится собеседование. Однако если в производственной или коммерческой фирме собеседование используется как инструмент отбора персонала, помогающее в значительной мере оценить такие важные качества претендента как компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные параметры, потенциальную полезность для фирмы, то собеседование в системе довузовской подготовки имеет целью выявить основные психические характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению лидерских качеств или наоборот.

Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также с помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый” потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как мотивированность, направленность, а также динамические психические качества (внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося. Первое расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.

Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп качеств: профессионально-деловых, административно-организаторских, социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.

Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей, предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор по этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д. Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками профессиональной управленческой деятельности.

Перейти на страницу: 1 2