Уровни и содержательно-организационные формы системы довузовской подготовки

Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным представлениям о деятельности менеджера, на которые идет ориентация при отборе слушателей на факультете. Кроме того, он должен способствовать созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где наряду с совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный нами опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-первых, это четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку схема всегда позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная организация предметных направлений и осуществление связей между предметами.

Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994, с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов, определим их необходимость для теоретической подготовки будущих руководителей.

Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:

Волевой человек Пользователь

руководитель, организатор информацией

Менеджер

Душа коллектива Знаток Интеллектуал и

производства культурный человек

Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.

Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с основами экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и аудита, основы экономики фирмы международная система бухучета и аудита, основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.

Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как: персональный компьютер и документирование управленческой деятельности, стенография.

Третья группа предметов объединяет введения в специальности производственного и непроизводственного менеджмента, менеджмента внешнеэкономической деятельности предприятий, административного и природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.

Четвертое направление учебной деятельности факультета должен сформировать так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и права, введение в культурологию.

Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая физическая подготовка.