Теория усвоения – бихевиоризм.

Рассмотрим теперь одну из самых распространенных американских теорий усвоения – бихевиоризм. Во-первых, для того, чтобы показать, какое внимание уделяют структурированию учебно-познавательных действий американские педагоги и психологи, а, во-вторых, чтобы предотвратить самостоятельное «открытие» учителем бихевиористической методики обучения, что, к сожалению, случается не так уж редко: обычное заучивание путем многократных механических повторений очень близко к элементарному бихевиоризму.

Общая формула усвоения в бихевиоризме:

S®R®P, (2)

где S – стимул, побудительная причина действия, в качестве стимула может выступать условие задачи, вопрос и т.д.; R – реакция на стимул, т.е. само действие, которое вызывается стимулом, в качестве реакции может выступать ответ на вопрос, решение задачи и т.д.; P – подкрепление, т.е. сигнал подтверждения о правильном выполнении действия, правильной реакции (R) на стимул (S), в качестве подкрепления может выступать и материальное, и моральное поощрение. P – важнейший компонент формулы усвоения. Из идеи подкрепления бихевиористы делают важный для теории обучения вывод о необходимости пооперационного контроля и коррекции качества обучения. На основе этого вывода возникла методика программированного обучения в ее бихевиористической интерпретации со следующими правилами построения обучающего текста:

разделение материала на более мелкие порции для заучивания сочетания S®R;

рассмотрение УЭ (учебные элементы) в различных его проявлениях в деятельности, т.е. определение всего набора S®R, возможного на данном УЭ;

обеспечение немедленного подкрепления правильной реакции с помощью процедуры «контроль-коррекция»;

достижение усвоения сочетания S®R с коэффициентом усвоения не ниже 0.95 в ходе повторяющихся упражнений.