Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

Развитие пространственных ориентировок начинается с ориен­тирования ребенка в частях собственного тела. Дети выделяют ос­новные части тела (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на кукле, на плоскостных изображениях животных. Ребен­ку необходимо видеть себя в зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи.

Ребенок четвертого года жизни должен научиться выделять груп­пу предметов, дифференцировать понятия «один» и «много», груп­пировать предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький ребенок с ЗПР способен определить, какая из песенок веселая, а какая — грустная. Выпол­нение простейших ритмических комплексов развивает музыкаль­ное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.

Ранний возраст — начало развития продуктивной деятельнос­ти ребенка. Он знакомится с карандашами и красками. Учится рисовать точки, дорожки, клубочки, линии. Важно помочь увидеть маленькому рисовальщику в ка­ракулях узнаваемый предмет (клубок, дорожку), наделить его име­нем и смыслом.

Содержание социального воспитания строится на связях ребен­ка с близкими ему людьми. Ребенок должен научиться узнавать себя и своих родных на фотографиях, понимать эмоционально зна­чимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состоя­ние через улыбку, гримасу, иные мимические движения. Именно в данном возрасте начинается взаимодействие ребенка со сверст­никами, поэтому очень важно научить детей считаться с интереса­ми друг друга, играть рядом друг с другом, пользоваться одной игрушкой на двоих, радоваться друг за друга. v Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста продол­жает развиваться по отмеченным выше направлениям. Но к ним добавляются новые. Совершенствуется восприятие детей, развива­ется наглядно-действенное мышление и начинает формироваться наглядно-образное мышление. Под руководством взрослого ребе­нок овладевает новым способом ориентировки — зрительным примериванием.

Расширяются представления детей об окружающей действитель­ности. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, называть улицу, город, в котором он живет. Формируются понятия слов: семья, воз­раст, родители. Ближайшее окружение расширяется до границ дет­ского сада, улицы, расположенных на ней зданий, магазинов. На­чинают формироваться представления о временах года, об их при­знаках и о сезонных изменениях в природе. В жизнь детей интен­сивно входит животный и растительный мир.

Социальное воспитание дает детям с ЗПР первоначальные пред­ставления о связях людей друг с другом — люди дружат, разгова­ривают по телефону, пишут друг другу письма, шлют телеграммы.

В старшей группе специализированного детского сада вводятся занятия по разделу «Здоровье». Детей знакомят с режимом дня, обучают элементарным навыкам ухода за своим телом, в том чис­ле и приемам самомассажа для профилактики простудных заболе­ваний. Проводят закаливающие и оздоровительные процедуры.

В этот период происходит расширение понимания смысла об­ращенной к ребенку речи; он активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.

И главное — возраст 5—6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры ребенка. Именно в игре ребенок усваивает соци­альные нормы и отношения. Под руководством взрослого он овла­девает оперативной стороной игровых действий, а в их недрах зак­ладываются мотивы познавательной деятельности ребенка, разви­тие которой приходится на старший дошкольный — младший школьный возраст.

В подготовительной группе детского сада происходит дальней­шее расширение представлений ребенка об окружающем, после­довательное совершенствование его знаний и навыков. Особое внимание уделяется подготовке детей с ЗПР к школе. На занятиях по родному языку у дошкольников развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить пра­вильным литературным языком. В пределах их возможностей детей учат использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, приказа. Они обучаются правильному согласованию чис­лительных с существительным (один стул, два стула), прилага­тельных с существительным (желтый лимон, желтая груша). Осо­бое внимание уделяется пониманию значения предлогов и их упот­реблению в речи (на столе, под стулом, около ног, по полу, вокруг площадки). Задания на развитие ориентировки на плоскости бума­ги, различных видов графомоторной деятельности подготавлива­ют руку ребенка к систематической работе и являются предпосыл­ками к становлению у него целенаправленного самоконтроля и самоорганизации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4