Основные принципы музыкального воспитания Золтана Кодая.

На школьных уроках пения дети приобретают музы­кальные знания сначала на материале родной народной музыки, позже – на народной музыке других народов и на художественной музыкальной литературе. В учебном мате­риале народная музыка всегда играет значительную роль.

Кодай часто на­зывал музыку пищей человека, а пентатонику – материн­ским молоком, которое должно быть первой пищей каждого венгерского ребенка. После усвоения родного пентатониче­ского языка легко установить связь с западной мажоро-минорной системой; если же вести детей в противополож­ном направлении, пентатоника воспринимается ими как нечто чуждое и экзотическое. Так это и было до 30-40-х го­дов. Это изменение очередности в изучении музыкального языка – одно из решающих достижений метода Кодая. Чтобы освоиться с пентатоникой, мы не только вернулись к венгерской народной песне. Кодай сам написал упраж­нения в этом звукоряде – “ЗЗЗ упражнения в чтении с лис­та” (“ЗЗЗ olvasogyakorlat”) – и собрал в четырех тетрадях подходящий для упражнений народный музыкальный ма­териал. В этой же серии появились (кроме “100 малень­ких маршей”, помещенных во II тетради) пентатонические народные песни – марийские, чувашские и чеченские, род­ственные венгерским. Согласно принципам Кодая, учебный материал, должен подбираться по возможности более разно­образно.

Кроме элементов нотной записи и чтения нот, метод Кодая предусматривает овладение и другими многосторонними сведениями из области музыки, благодаря которым учащимся становится значительно понятнее интерпретация или импровизация. Импровизация в звучащей форме или в виде записи проводится по возможности с самого начала музыкальных занятий.

Запись нот и музыкальный диктант, как и чтение нот, представляют собой важную составную часть методики Кодая и отражают во время всего школьного обучения уровень развития учеников.

Кодай указывал на необходимость обучения игре на инструменте. Он считал важным, чтобы дети изучали игру на каком-нибудь инструменте, по возможности на струнном или духовом.

Музицирование, опирающееся на пение, составляет основу педагогической концепции Кодая.

Золтан Кодай занимался проблемами на­чального обучения игре на инструменте, когда сочинял свои “24 маленьких канона на черных клавишах” (“24 kis kanon a fekere billentyukon”), опубликованных в Будапеште в 1946 году. Черные клавиши фортепиано образуют пентатоническую звуковую последовательность и предоставляют поэтому хорошую возможность упражняться и на инстру­менте в воспроизведении звукоряда, характерного для род­ного музыкального языка ребенка. Многие каноны записа­ны композитором на одной только строчке и к тому же снабжены сольмизационными буквами.

Вначале ребенок поет второй голос к первому, который исполняется на фортепиано. Позже он играет на форте­пиано оба голоса обеими руками на расстоянии одной ок­тавы. Таким образом, уже в самом начале обучения игре на инструменте у ученика формируется сосредоточенное внимание и все элементы слухового развития, которыми он перед тем овладел, используются в игре на инструменте (пение “эхо”, ритмические каноны, упражнения для разви­тия музыкальной памяти, ощущения формы, фразировки и т. п.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6