Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

Критерии:

– родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;

– периодическое употребление алкоголя родителями;

– основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков;

– в семье приняты алкогольные традиции;

– отмечается затягивание праздничных торжеств;

– подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т.д.

Методы исследования.

Наблюдение за семьей и подростком.

Посещение семьи.

Беседа с родителями.

Беседа с педагогами.

Беседа с подростком.

По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии.

По результатам констатирующего эксперимента было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается:

– употребление спиртных напитков в присутствии родителей;

– свободное посещение школы;

– неподготовка к занятиям;

– бесконтрольно проводить свободное время.

РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕМЬЕ

Необходимо помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития.

Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или при общем ослаблении организма.

Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.

Социально-культурная помощь.

Направления:

а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей.

б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т.д.).

в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета.

г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной семье:

– нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

– трудовое воспитание в семье;

– проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

д) Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи.

Программа работы социального педагога с алкогольной семьей.

Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и поддержание коррекции благополучного климата в семье.

I. Диагностический этап.

Определение проблемы.

Анализ межличностных отношений в семье.

Положение детей в семье.

Отношения семьи и общества

Социальный педагог с помощью психологических методов или других методик выявляет те неблагоприятные явления, которые приводят к конфликту и возникновению проблем.

II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.

III. Составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта необходимо определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательны и для него и для семьи и в течение которых предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей.

Составление контракта – это один из способов, который реализуется на практике.

IV. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет получить больше информации, чем при поверхностном знакомстве. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому необходимо информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

– диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение факторов риска (медицинские, социальные и бытовые), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

Перейти на страницу: 1 2