Применение карточек-заданий на уроках.

В условиях современной научно-технической революции перед каждым учителем физики стоит важная задача — добиться осознанного и глубокого усвоения учебного материала каждым школьником. Для этого нужно так организовать учебный процесс, чтобы получаемые учащимися на уроках знания и умения хорошо закреплялись, чтобы все ученики были вовлечены в самостоятельную работу.

Эти проблемы можно решить, используя разные методы и приемы. Один из них — организация регулярной проверки знаний учащихся. Если учеников опрашивают редко, то можно уверенно сказать, что некоторые из них — не очень добросовестные и не очень волевые — к урокам они готовятся от случая к случаю. Конечно же, устный опрос незаменим, однако он требует много времени и приводит к активизации в основном тех учеников, которые и так хорошо занимаются. Он не позволяет проконтролировать за урок знания большинства ребят, не позволяет проконтролировать за урок знания большинства ребят, не дает полной информации о качестве усвоения материала всеми учениками.

Рассмотрим одну из интересных и оперативных форм опроса — текстовые с рисунками дидактические карточки задания, они дают хороший результат. В каждой сформирована совокупность взаимосвязанных вопросов. В каждой карточке сформирована совокупность взаимосвязанных вопросов, ответить на которые нужно в основном путем анализа изображенного там материала. Вопросы составлены так, что исключаются однозначные ответы типа «да», «нет». Рассуждая, ученик должен обосновать свое мнение, опираясь на понятия, законы, теоремы. Некоторые карточки снабжены таблицами, необходимыми для выполнения задания.

Карточки сделаны на плотном, перегнутом пополам листе бумаги из альбома для рисования. На верхнем листе крупным шрифтом написана тема, даются рисунки и вопросы, связанные с ними; в нем же вырезаны равного размера прямоугольные отверстия на белом листе — вкладыше ученик пишет ответы на вопросы и задания, свою фамилию и класс.

Вот, например как выглядит такая карточка для урока в 10 классе на тему «Сопротивление проводников» (рис. 10).

Во многие карточки введены задания, которые обеспечивают связь учебного материала с повседневной жизнью, техникой, производством. Карточки должны быть учащимся разобраться в смысле ряда физических закономерностей и понятий, должны сообщать дополняющий учебник материал, способствовать проведению профориентации, укреплению и расширению межпредметных связей.

Цель первого задания — проверка знаний формулы для расчета сопротивления проводника. Цел второго, подразделяющего на более мелкие — выявить степень понимания этой формулы и умение ее применять; дается оно в форме рисунков, на которых изображены разные проводники. Ученик должен недос

тающие слова вывода вписать в маленькие отверстия, а в большие обоснования своего заключения. Вот, что, например, нужно добавить ученику в текст после сравнения проводников № 2 и 1 — «больше», «проводник длиннее, а сечение и материал те же».

Содержание карточек рассчитано на проверку умений учеников по трем уровням:

1) воспроизводить материал учебника;

2) применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;

3) применять знания творчески, в новых условиях.

Вот, например, карточка «Газовые законы» (рис. 11).

Для выявления первого уровня усвоения ученики должны показать знания формулировок и формул законов, ряда понятий, умения начертить графики соответствующих процессов в тех координатных осях, которые приводятся в учебнике.

Для выполнения второго и третьего уровней в карточку включены задания: определить, какие процессы идут в изображенных на рисунках установках; начертить графики изобарического, изотермического и изохорического процессов в координатных осях, отличных от тех, что расположены в учебнике.

Карточки можно условно разделить на несколько основных типов.

Карточки первого типа применяются для контроля теоретических знаний учащихся. К ним относятся, например, карточка «напряженность электрического поля» для девятиклассников (рис. 12). Карточки этого типа могут быть и другого содержания: они не могут включать заданий на объяснение явлений и построение графиков, количественные задачи, качественные вопросы на проверку правил включения и знания принципов действия измерительных приборов.

Ко второму типу принадлежат карточки целиком посвященные проверке знания формул. Вот одна из них — на тему «Кинематика» (рис. 13).
Перейти на страницу: 1 2