Самостоятельная работа учащихся с учебником физики.

- Чем объяснить появление пузырьков внутри жидкости вначале нагревания?

- В чем причина поднятия пузырьков?

- Объясните увеличение объема пузырьков?

- Объяснение различие в изменении объема поднимающихся пузырьков в начале нагревания и после того, как жидкость прогрелась.

- Что называется кипением? Ворота откатные с автоматикой автоматические ворота.

- При какой температуре происходит кипение?

- Как изменяется температура кипения жидкости с изменением давления? Почему?

По учебнику школьники готовят ответы на эти вопросы, после чего проводится беседа, в которой разбирается процесс кипения с молекулярно-кинетической точки зрения. У учащихся возникает желание наблюдать процесс нагревания и кипячения воды. Ставится опыт с кипячением воды в колбе. Обращается внимание на возникновение и стремительное поднятие пузырьков, проверяется постоянство температуры при кипении жидкости, снижение температуры кипения при уменьшении давления (с той же колбой), кипение раствора поваренной соли.

Такая методика создает прочное усвоение материала, так как самостоятельная работа учащихся сочетается с их активной мыслительной деятельностью, направляемой учителем.

3. Большое значение имеет привитие школьникам умений не только находить формулировки в тексте учебника, но и давать определения на основании чтения его текста. Например, при изучении свободных колебаний ставим следующий опыт. Поднимаем маятник на некоторую высоту, а затем отпускаем его. Ставится вопрос: «За счет какой энергии маятник колеблется?». Очевидно, за счет потенциальной энергии, сообщенной маятнику вначале. Говорим, что такие колебания называются свободными. Ставится задача сформулировать, какие колебания называются свободными. Прочитать начало § 51, учащиеся формулируют: «Колебания, которые происходят благодаря только начатому запасу энергии, называются свободными.

Как показывает опыт, при таком сочетании демонстрации, слова учителя и использования учебника, школьники не только усваивают содержание определения, но и запоминают его формулировку.

4. Если для постановки новой темы и для ее усвоения нужно базироваться на давно пройденном и частично забытом учащимися материале, то соответствующую подготовку можно провести при помощи учебника.

При закреплении нового материала на уроке полезно использовать учебник для связи нового материала с пройденным ранее, но родственным, логически связанным с ним. При этом происходит не только закрепление вновь изученного, но и расширение и углубление старого материала, который может предстать в несколько новом свете. Это особенно полезно при формировании основных понятий курса физики — силы, массы, энергии, теплоты и т.д.

5. Очень полезной является методика обобщения учебного материала на уроке, когда она проводится по учебнику с последующим анализом прочитанного. По указаниям и направляющим вопросам учителя школьники быстро просматривают текст учебника; при этом они не читают все параграфы целиком (на это нужно было бы очень много времени), но, хорошо ориентируясь в знакомом тексте, быстро находят нужное. Например, по темам «Колебание и волны» и «Звук» обобщение и систематизацию проводят следующим образом:

Ставиться ряд вопросов, на которые учащиеся отвечают, пользуясь по мере надобности книгой.

- Какие колебания называются гармоническими?

- Какие величины их характеризуют?

- В чем заключаются законы гармонического колебания?

- Какие колебания называются свободными? Вынужденными?

- В чем заключается явление резонанса, каково условие его появления?

- Что называется волновым движением? Длиной волны?

- От чего зависит скорость распространения звуковых колебаний: высота, громкость, тембр звука?

Таким образом, когда учащиеся вспомнят основные вопросы темы, учителю легко сделать обобщение. При этом школьники гораздо глубже осознают систематизацию учебного материала. Домашнее задание на повторение по большей теме не будет уже трудным.

6. Не всегда изложение учителя соответствует содержанию учебника. Скажем, учитель считает, что формулировка понятия фазы, данная в учебнике, плохо воспринимается, и он желает заменить ее другой: «Фаза показывает величину смещения колеблющейся точки от положения равновесия в данный момент времени». Ясно, что эта формулировка должна быть записана в тетрадях.

Когда учитель разъясняет учебный материал в другом плане или приходит к выводу иным путем, чем учебник, он должен сразу сообщить об этом на уроке и план записать на доске в процессе изложения содержания урока.

И, наконец, вследствие непрерывного развития физической науки учителю приходится сообщать ряд новых данный, которых нет в учебнике. Все дополнительные сведения записываются кратко в тетрадях. Задача состоит в том, чтобы текст учебника и дополнительный материал представляли единое целое.

7. Поскольку стоит задача добиться учебного материала в основном на уроке и уменьшить перегрузку учащихся домашней работой, особую роль приобретает использование учебника при закреплении новых знаний.

При использовании учебника на уроках усвоения нового материала необходимо придерживаться некоторых требований.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5