Специфика усвоения знаний учащимимся в процессе работы с литературой.

Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, подлежащих усвоению в период обучения, как в средней школе, так и в высшей, повышает требования к уровню образования.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что процесс познания не может быть успешным без овладения системой умений и навыков учебного труда, которая включает в себя умение читать и писать, самостоятельно планировать работу, осуществлять контроль за ее выполнением, вносить последующие коррективы и т.д. от уровня контроля сформированности этих умений находятся в зависимости успехи в учении, уровень обучаемости школьников.

В психологии различают (Н.В. Кузьмина и др.) такие группы умений как организационные, конструкторские, коммуникативные, июстические, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. Для процесса обучения первостепенное значение имеют последние из названных.

Каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания.

Підпис: Что надо знать о явлении:
1. Признаки явления.
2. Условия, при которых оно протекает.
3. Сущность явления, его механизм (объяснение на основе современных научных теорий).
4. Связь с другими явлениями.
5*. Количественную характеристику явления (величины, его характеризующие, связь между ними, формулы, выражающие эту связь).
6. Использование явления на практике.
7. Способы предупреждения вредного действия явления.
Когда-то считалось, что учить школьников обращению с книгой должны преподаватели литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность переноса умения работать с литературно-художественными и историческими текстами на тесты физические и технические. В качестве основных методов обучения рекомендовалось самостоятельное чтение текста учащимися и составление ими плана прочитанного.

Підпис: Что надо знать о величине:
1. Что характеризует величина / какое явление или свойство тел.
2. Какая это величина — основная или производная.
3. Определение.
4. Определительную формулу (для производной величины), т.е. формулу, выражающую связь данной величины с другими.
5. Единицы измерения.
6. Способы измерения.

Что надо знать о законе:
1. Связь между какими явлениями (процессами) или величинами выражает закон.
2. Формулировка закона.
3. Математическое выражение.
4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
5. Учет и использование его на практике.
6*. Границы применимости закона.
Сейчас разработана методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, основанная на логико-генетическом (структурном) анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний — факты, понятия, законы и теории. Требования к усвоению главных структурных элементов знаний обычно выписывают на плакатах или помещают на стенде. Если есть возможность размножить планы, то их полезно выдать каждому ученику в личное пользование. Вот несколько примеров обобщенных планов.

*Пункты, отмеченные звездочкой, предлагаются только в старших классах.

Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у школьников умения самостоятельно работать с литературой, умение выделить главные мысли в тексте, предупредить механическое заучивание текста. Все это оказывает положительное влияние на знания учащихся. Они становятся более глубокими и осознанными. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер. Ученик при чтении текста стремится выделить в нем основные структурные элементы, выявляет и анализирует информацию, относящуюся к каждому из них.

Підпис: Что надо знать о теории физического явления:
1. Опытные факты, послужившие базой для разработки теории.
2. Основные используемые понятия.
3. Главные положения (принципы).
4. Математический аппарат (важнейшие уравнения).
5. Круг явления, объясняемых данной теорией.
6. Явления и свойства тел (частиц), предсказываемые теорией.
Такого рода деятельность по переработке информации оказывает существенного влияние на содержание и структуру ответов по прочитанному: они становятся более четкими, краткими по форме, глубокими по содержанию — ответами по существу.
Перейти на страницу: 1 2