Архиерейский двор

О истории возникновения Архиерейского двора повествует Д.Солодовников в своей книге «Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»: «В те далекие времена, когда Переславль был стольным градом Рязанского княжества, в «городе» жили князья рязанские, а владыки рязанские жили «на посаде», соборную святительскую церковь, кафедральным собором, тогда была церковь святых Бориса и Глеба на посаде, там же и дом был у владык для жительства, и этот архиерейский дом на посаде назывался Богородичным архиерейским. Но вот захватила Переяславль Москва, в Переяславль приехал московский наместник, а владыка рязанский Иона был переведен с посаду служить в Кремль, в Успенский собор, и поставил епископ Иона себе в Кремле дом владычный, а дворе каменную церковь Усекновения Иоанна Предтечи, две каменные палаты, две поварни каменные. И стояли эти строения до 1647года. А в 1647 году почти весь Кремль сгорел, тогда сгорел и Архиерейский дом и соборная колокольня с колоколами, обгорели каменные церкви Архангельская и Предтеченская. Лет через 6 после этого архиепископ Мисаил начал строить себе новые каменные палаты». После пожара 1647 года уцелели стены Предтеченской церкви и одной из палат. Именно к ним были пристроены новые палаты, наверху палат была сооружена новая двухсветная церковь Иоанна Предтечи трапезной. Строились новые палаты в 1653, 1654 и 1655 году «подрядчиком из Москвы каменных дел подмастерьем Юрьем Канильевым сыном Яршовым». Эти палаты сохранились и до наших дней- это передняя часть Архиерейского дома, которая представляет собой особый интерес для ученых исследователей, которые характеризуют ее как замечательное старинное русское здание; особенно они отличают наружные окна и входные внутренние двери. Вот что пишет о них Л.П. Новицкий в книге «История русского искусства с древнейших времен» (том 1, стр.280): «Детали дверей несколько своеобразны. Первая имеет пофронтонную арку довольно крупного узора, что в русском стиле встречается сравнительно редко. То же можно сказать и про столбы, отделанные профилем с поворотами вверху и внизу, испоминающими западные мотивы, так же, как и раковина в арке второй двери».