Заключение

Министерство образования РФ делает следующие шаги в развитии образования в России.

Оно предлагает установить систему аттестации качества образования. Такая попытка уже сделана. С 1993 года Министерством образования проводится рейтинг. Здесь измеряется потенциал (уровень профессорско-преподавательского состава, аудиторный фонд, информатизация и т.д.) и активность вуза в его реализации (количество публикаций, защищаемых диссертаций, бюджетных ассигнований на научные исследования и т.д.)

Предполагается вести работы по созданию единых нормативов оценки качества вуза.

Повышение отраслевого финансирования из бюджета в 2 раза поэтапно. Повышение з/п преподавателям. Идет разговор о престиже профессии, ее материальной привлекательности.

Здесь Министерство предполагает отказаться от планового приема в вуз и перейти к конкурсному распределению госзаказа на подготовку специалистов. Преодолеть барьер между получаемой специальностью в вузе и работой по этой профессии. Предоставление кредита студентом, для оплаты его образования по схеме: после окончания вуза работаешь по специальности - кредит не возвращаешь. Нет - верни. Здесь кредитоваться будут в основном ведущие университеты, возможно 2-3 десятка элитных.

Обсуждается система надбавок за стаж, качество работы, молодым преподавателям.

Поиск организационно-правовых форм расширения автономии в финансово-хозяйственной деятельности вуза. Не допуская приватизации.

Необходимо задуматься над демографическая ситуацией в стране. С 2004 года в течение 10 лет количество выпускников снизиться на 30 %. Прием в вузы будет сокращаться. Сегодня 600 тыс. чел. учится в вузах, с 2010 г. - 350 тыс. чел. На платное сократиться по прогнозам более чем в 3 раза. С 560 тыс. чел. до 150 тыс. чел.

Следует ожидать повышение конкурентной борьбы между вузами. Это коснется двух показателей: качества образования и востребованности на рынке труда выпускников.

Необходимы организационные формы дополнительного образования, усиление международного объема подготовки, совместных двусторонних проектов по созданию новых международных институтов. Развитие самостоятельных юридических образовательных структур. Особенно в свете перехода под контроль казначейства. Поддержка и развитие внебюджетных источников дохода. Поиск гарантированных схем трудоустройства выпускников. Контрактные формы подготовки специалистов с обязательным распределением на работу. Попечительские советы. Клубы выпускников. Создание университетских образовательных комплексов. Создание схем кредитования. Диалог вуза и банка и абитуриентов. Льготы по налогам.

С целью уменьшения разрыв между вузами и школами, который достиг уровня катастрофы, необходимо формировать учебные округа во главе с университетами.

Необходимо усилить федерализация образования. Преодолеть сепаратизм местного управления высшей школой и ее имуществом. Здесь нужен рост федеральных законодательных основ управления высшей школой.

Существует еще одна задача. Университет должен стать полноценным субъектом социокультурной и хозяйственной практики своего региона. Нужны не специалисты сами по себе, а мастера, техники, делатели. Необходимо выстроить систему сопровождения карьеры выпускников и как взаимодействие и как продолжение их обучения, в т.ч. через Интернет. Новая парадигма образования - это веяние современной истории. Только в XXI веке традиционные ценности, носящие больше национальный характер, становятся общемировыми или космопланетарными и в этом есть смысл глобализации, влияние интернет-технологий.

Это связано с новым мировоззрением, с новым отношением к жизни, к идеалам счастья, добра, справедливости, свободы, всего того, что делает нас людьми этой планеты. Это новая этика, которая определит степень активности человека.