Заключение.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга ), коммукативной ( общение и через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).

На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития

и социальной защиты личности.

Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет

снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль социального педагога становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо начинать уже с первого класса общеобразоательной школы.

Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем именно, в начальном звене школы он должен координировать свои усилия. Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в семье.

Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение, взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.

"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа, организуемая социальными педагогами.

Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная

деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-

новления ее способности к социальному функционированию.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей социального педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.

Перейти на страницу: 1 2 3