Поощрения и наказания.

Повышению эффективности методов нравственного воспитания способствует использование поощрения и наказания.

Поощрение

— это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащего­ся (или коллектива)

Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они по­вышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укреп­ляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоин­ства, самооценку личности, способствуют формированию положи­тельных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.

Во вспомогательной школе могут успешно практиковаться следующие формы индивидуального и коллективного поощрения: устное одобрение, вынесение благодарности, занесение на доску Почета, награждение Почетными грамотами, подарками, фото­графирование, вручение вымпелов, организация походов, поез­док и т. д.

В массовой школе принято поощрять за такие положительные действия и поступки, совершение которых требовало от ребенка определенных усилий. В общем это верно и для вспомогательной школы. Однако во вспомогательной школе ребенок на определенном этапе своего развития может заслужить поощрение даже за одну готовность совершить положительный поступок.

Разумеется, что, похвалив за хорошие побуждения и хороший поступок, воспитатель тут же должен указать на недопустимость нарушения дисциплины.

Зрелость коллектива учащихся вспомогательной школы не достигает того уровня, какой имеет место в массовой школе Од­нако это не исключает коллективного обсуждения вопросов, связанных с поощрением учащихся вспомогательной школы. Практика показывает, что при умелом педагогическом подходе обес­печивается активное и эффективное участие умственно отсталых школьников в обсуждении этих вопросов.

Поощрения не должны быть средством положительной оцен­ки личности ученика. Они должны быть средством оценки дейст­вий или поступков. Так, например, ученик поощряется не за че­стность вообще, а за честный поступок, не за трудолюбие, а за хорошо выполненное дело. Разумеется, такую дифференциацию провести трудно, но необходимо, так как умственно отсталый ре­бенок может решить, что он обладает «выдающимися качества­ми» (трудолюбием, честностью и т д.), и перестанет совершать поступки, которые являются средством формирования этих ка­честв.

Важно добиваться того, чтобы ребенок испытывал удовлетво­рение, радость не столько от получения награды, сколько от до­стигнутого результата. Добиться этого трудно, но необходимо.

Следует позаботиться о том, чтобы ребенок не знал заранее, что за такой-то конкретный поступок он получит вознагражде­ние. В противном случае у него могут сформироваться потребительские мотивы, что, в свою очередь, затормозит процесс нрав­ственного развития ребенка

Поощрение — ведущее вспомогательное средство воспита­ния умственно отсталых детей. Нельзя не согласиться с мыслью о том, что «если маловажный поступок останется без внимания — полбеды, а если хороший поступок не вызовет похвалы — большая беда» .

Перейти на страницу: 1 2 3 4