Причины и условия преступности умственно отсталых подростков.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социаль­ный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Школа — более сложный и широкий коллектив, где прохо­дит практика общественного существования, формирование под­ростка как личности. Именно в задачу школы входит вырабо­тать высокие нравственные принципы в характере подростка. Формальное отношение к подростку, без учета его психологии, приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате которых подросток предпочитает компании вне школы.

Так, среди подростков, совершивших пре­ступления, большинство были уволены с пред­приятии, оставили школу, ничем не занима­лись после освобождения из исправительно-трудовых колоний.

По возра­стным психологическим особенностям умственно отсталые подростки вос­приимчивы к различным влияниям. Известно, какое воздействие оказывает на человека искус­ство. Но среди произведений современной литературы и кине­матографии встречаются и порочные произведения, различные боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на читателей и зрителей, особенно молодых. Подросток стремится подражать тому образу жизни, который рисуется в этих произведениях. Отсутствие жизненного опыта сказывается и в та­ких особенностях психологии несовершеннолетнего, как внушае­мость, доверчивость, извращенное понимание нравственного со­держания дружбы, отрицание авторитета родителей, соверше­ние запрещенных поступков ради самоутверждения.

Личность несовершеннолетнего с нарушением интеллекта, как и личность взрослого человека, — сложная и многогранная система свойств, состоя­ний, процессов, качеств. Одни из них являются временными, другие стержневыми, определяющими линию поведения. В под­ростковом возрасте происходит формирование нравственных убеждений, это период созревания физических и духовных сил, когда в характере подростка появляются такие черты, как стремление к самостоятельности, бурная активность, повышен­ная эмоциональность, частая и резкая смена настроений, а при конфликтных ситуациях — грубость, дерзость, упрямство, озор­ство. Но определяющим в психологии несовершеннолетнего пра­вонарушителя является отсутствие правовых воззрений, «до­полненное» искаженными нравственными взглядами. Несовершеннолетние должны знать и о воспитательной, и о карательной функциях правовых норм. В этой связи чрезвычайно ак­туальной является проблема воспитания правосознания умственно отсталого подростка.

Правосознание является одной из форм общественного соз­нания, содержание и развитие его детерминированы матери­альными условиями существования общества. Правосознание отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:

1. He только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует. Таким образом, правосознание является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5