Формы РИ на разных возрастных этапах.

Одной из форм игрового общения, опробированной в игровом эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Экспериментальная проверка показала, что возрастные особенности четвероклассников позволяли использовать ее разные варианты. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры школьникам предлагались обстоятельства воображаемой деятельности, распределялись роли, уточнялись мотивы, цели деятельности каждого ученика, достигаемый сообща результат.

В сюжетных ролевых играх с предметом использовались фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения включали разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.п.

Наблюдения показывали, что четвероклассники еще сохраняли некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Способность играть выражалась в том, что ученики 4-х классов охотно принимали воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяло применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Участники игры не только охотно принимали предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывали маски, костюмы, в зависимости от роли меняли походку, жесты, тембр голоса.

Возрастной период четвероклассников, непосредственно предшествующий подростковому, характеризовался тем, что у школьников повышался интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастало значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта.

Для разработки сюжетов таких ролевых игр были выделены следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга, на участках трудовой деятельности и т. п. Авторы учитывали, что в естественной коммуникации сфера общения не всегда однозначно определяла тему высказываний. Примечательно к учебным условиям оказалось целесообразным признать условную связь между сферой игры и темой речевого общения.

В ролевой игре семиклассников «У книжной полки» «читатели» договорились брать друг у друга книги и делиться впечатлениями о прочитанном. Им предлагалось использовать самостоятельно найденные сведения о книгах и писателях.

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышалось значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Экспериментальная проверка показала, что адекватной формой игрового общения становилась имитационная ролевая игра. В такой сфере соблюдались правила имитируемой деятельности, общение организовывалось в соответствии с игровым заданием, учитывались правильные и неправильные решения, по окончании игры подводились итоги, определялись победители, выполнившие задания наилучшим образом.

Имитационные игры разрабатывались и организовывались на основании принятой процедуры, которая включала обоснование выбора формы игры, определение ее целей, разработку сюжета и конкретизацию задач каждого участника, уточнения состава и содержания речевых действий, осуществление игры, подведение ее итогов (см. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр// Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Обзорная информация. - М., 1983 - Вып. 10).

Перейти на страницу: 1 2 3