Расщелины неба

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, рас­тормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увели­чивать силу звука. Методика проведения фонепедических упраж­нений и их последовательность при ринолалии имеют ряд осо­бенностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вна­чале звуков а

и э

, через 2—3 урока прибавляется о

, еще через неделю и

и последним у

. При ежедневных занятиях сроки сокра­щаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что де­тям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но ин­тервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разни­цы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и воспри­ятие музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением глас­ных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения «а»

или «э»на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза под­ряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегмен­ты неба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха под­росткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватыва­ющие 3,5—4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удли­нить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезву­чия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиле­ния смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго диффе­ренцированным для каждого обучающегося, поскольку в пе­нии участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важ­но, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Детский голос требует максимально щадяще­го отношения, которое должно проявляться в соблюдении сле­дующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присуще­го данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фра­зах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г.

Ермолаеву и Н. Ф. Лебедевой, 1970):

3—4 года — ми1 — соль1

5—6 лет — ми1 — си1

7—10 лет — ре1 — ре2

10—14 лет — ми1 — ре2

При правильном выполнении вокальных упражнений носо­вой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и посте­пенно совсем исчезает. Желательно петь под аккомпанемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с голоса логопеда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7