Психолого-педагогические аспекты развития эстетического восприятия школьников.

Эстетическое восприятие-это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства.

Эстетическое чувство - это чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт.

Эстетическое восприятие – это, прежде всего актуализация, практическое раскрытие эстетического чувства. До момента встречи с объектом эстетическое чувство находится в диспозитном, латентном (скрытом) виде, а при непосредственном появлении объекта переходит в активное состояние. В этом переживании проявляются в едином процессе две взаимосвязанные содержательные структуры: восприятие эстетических свойств и качеств объекта и уровень эстетической подготовленности субъекта восприятия.

Анализ процесса эстетического восприятия заставляет сосредоточить предварительное внимание на психологической основе «эстетической реакции» (Л. С. Выгодский). В 70-е годы 19 в., когда парадигма естественнонаучного исследования в науке достигла своего апогея, когда естественнонаучная методология казалась единственно возможной в науке, породили целое направление, альтернативное классической эстетики, - т. н. Эстетику «снизу». Ее родоначальник- создатель экспериментальной эстетики Г. Т. Фехнер- выдвинул целую серию новых эстетических принципов, большинство из которых носили «скорее общий психологический характер, чем специально эстетический». Эксперименты Фехнера в итоге имели общую реакцию перципиентов, где эстетическое настолько сливалось с психологическим, что разграничение этих начал представлялось невозможным. Еще более наглядно проблема ограниченности подобного подхода была продемонстрирована знаменитым исследователем Г. Гельмгольцем, который своими экспериментами стремился выявить физиологическую основу эстетического восприятия.

Нынешнее столетие не прошло даром ни для эстетической, ни для психологической науки. Достижения последней позволили достаточно четко представить психофизиологические процессы, на основе которых возникает «предварительная эмоция» по поводу эстетического.

Основное качество полноценного восприятия- чуткость в отношении объекта, проникновение в его состояние на данный момент. Некоторые психологи называют это эмпатией. В основе такого восприятия всегда лежит индивидуальное стремление, порыв, то есть заведомо открытое отношение к объекту, которое большинство исследователе определяет как эмоцию или желание.

Представим двух людей, которые при одних и тех же обстоятельствах и целях идут через лес. Один из них удивляется форме деревьев, вдыхает запахи, замечает, как серебрится на солнце паутина; душа его наполняется поэзией, все кажется ему новым, неожиданным, наталкивает на размышления. Другой видит обычный лес, знакомые деревья, липнущую к одежде паутину. Он хорошо знает об их существовании и вполне может отличить дуб от осины, но окружающее не вызывает в нем эмоций. Он поглощен самим фактором прогулки, и если бы он шел, скажем по тротуару, это все равно ни на секунду не изменило бы его отношения к жизни. Такой человек редко восхищается восходом солнца, всегда точно пересказывает содержание книги, при этом ни слова не говоря о том, что его взволновало.

Этот пример дает возможность представить глубину тех различий, которые существуют между двумя принципами восприятия: отвлеченным восприятием вещей как предметов и эмоциональным восприятием их как явлений. То есть существенно важно, видим ли мы в чем-либо нечто неизменное, данность или же воспринимаем это как изменяющееся, возникающее заново.

Перейти на страницу: 1 2 3