Нервно-психические и эмоциональные особенности развития младших подростков.

В более старшем возрасте ребенок испытывая эти эмоции, пытаясь привлечь к себе внимание, начинает реагироватьна голос человека. Когда мать или близкий к нему человек начинает разговаривать с ним спокойным голосом, обнаруживает эффект присутствия и шлет ему настрой на хороший эмоциональный фон, ребенок начинает реагировать на вербальные методы воспитания эмоций, т.е. сначала он слышит голос и реагирует на его интонации, на эмоциональное отношение взрослого человека к нему, затем он начинает понимать отдельные слова, направленные лично к нему и в соответствии с этими словами начинает реагировать эмоционально.

Развитие познавательных функций и интеллекта предполагает развитие и в эмоциональной сфере. Так младший подросток решает интеллектуальные задачи легче и быстрее чем ребенок младшего школьного возраста. Изучение качественных сдвигов в развитии интеллекта связывают с именем и работами Ж. Пиаки. Младший подростковый возраст он выделяет от 10-11 до 13-14 лет. Он характеризует этот возраст периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия от действительности и делать предметом анализа собственную мысль. Здесь выступают на 1-е место вербальные методы. Многие современные ученые П.Я. Гальперин, В.В. Давыдова и др. показали, что при соответствующем обучении используя вербальные методы уже в 10-11 лет ребенок способен решать абстрактные алгебраические задачи. Пиаже предполагает уже в этом возрасте стадию "решения проблемм", а современные исследования добавляют следующую стадию "находить и ставить проблеммы".

Широта интеллеклуальных интересов подростков часто сочетается с разбросанностью, отсутсвием системы и метода, многие из детей склонны преучеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. В этом возрасте появляется немалое количество скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой "подлинной жизнью". Поэтому они начинают искать такие компани, где им было бы интересно. В большинсиве своем они выбирают сообщество по интересам, где у них имеются свои кумиры, "учителя", т.е. объект для подражания. Вот здась как раз развитие положительных и отрицательных эмоций с опорой на вербальные методы воспитания и обучения и дают разные результаты. Отчасти это лбъясняется рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того по ряду обьективных и необьективных причин ребята не могут освоить учебную программу и просто отсиживают формально уроки.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей. Неумение младшего подростка сосредотачиватся, переключатся- одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблемм, таких как пьянство, наркомания, безудержная погоня за удовольствиями. Сталкивая личность со множеством противоречивых жизненных ситуаций переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции.

“Творческая активность предполагает умение освободится из под власти обыденных представлений, а сдругой стороны умение себя дисциплинировать. В этом возрасте подростки на более высоком осознанном уровне выбирают себе увлечения (занятия танцами, музыкой,

спортом), проявляя тем самым больше импульсивности чем взрослые люди со сложившимися привычными интересами, поэтому здесь проявляется эксцентричность и неожиданность на реакцию со стороны взрослого человека .”. [ ; стр. 64] Исскуство учителя состоит в частности в том, чтобы распознать сферу творческой направленности ребенка и развитие ее в желательном направлении.

Главное психологическое приобретение младшего подростка это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир куда он проэцирует свою фантазию. Сознавая свои ошибки, поступки он еще не до конца осознает свои психические состояния. Если он сердится, то обьясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется то для этого тоже есть какие то причины. Он обретает способность погружатся в себя, свои переживания и начинает осмысливать свои эмоции не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного "Я". Открытие своего внутреннего мира- радостное и волнующее событие. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости это "Я" нередко переживается как смутное беспокойство, состояние внутренней пустоты которую необходимо чем то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность. Так многие подростки находят среду сверстников или взрослых людей где бы они чувствовали себя нужными и где им было бы интересно. Для него из всех измерений времени самым важным является настоящее "сейчас". И для подростка важно то, как оценивается его личность в настоящее время. В своих увлечениях он выбирает ту деятельность, где можно достигнуть определенных результатов, где можно быть отмеченным в числе лидеров. Мальчики обычно выбирают занятия спортом, где как им кажется можно проявить мужественность, силу, ловкость. Девочки выбирают более привлекательные по своей красивости со множеством атрибутов такие виды как бальные танцы, увлечение театром где они могли бы самоутвердится. В связи с целенаправленными занятиями они испытывают глубокие эстетические эмоции. Некоторые увлекаются в этот период рисованием, музыкой, пытаются писать стихи. Таким образом отыскивают в себе самом задатки исключительности (см приложение прим. №1, №2).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6