Развитие чувств младших школьников средствами фольклора

Ни одного ученика не было в стороне от подготовки к празднику.

Праздник получился весёлым - с песнями, прибаутками, играми, частушками, инсценированием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков.

Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры». (4;23)

«В эстетическом воспитании младших школьников исключительно важная роль принадлежит курсу природоведения. К.Д.Ушинский писал: «Природа – ничем не заменимый источник прекрасного». В.А.Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки.

Обзор научно-методической литературы и периодических изданий по методике природоведения показал, что загадки широко используются на уроках.

Для установления влияния различных загадок на развитие эстетических чувств у младших школьников на уроках природоведения был проведен педагогический опыт на базе двух третьих классов и одного четвёртого школ Калининграда. В основу исследования положен метод опроса. Загадки подбирались парами на каждое животное или растение. Ученики первого варианта составили загадки, которые были записаны на уроках; второго варианта – специально подобранные, более образные и увлекательные.

Пример. 1вариант.

Лез Мартын через тын.

Сам пролез, а голову на тыну оставил.

(Тыква).

2вариант.

Жёлтая, а не репа,

Круглая, но не солнце,

С семечками, но не подсолнух.

(Тыква).

Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?

Какая из двух загадок нравится и почему?

Какое чувство ты испытал, когда услышал загадку?

91% детей отметили загадки второго варианта, как более точно передающие признаки отгадки. Большинству школьникам (89%) понравились загадки второго варианта, 9%-первого варианта и 2%-не смогли определиться. Дети, которым понравились загадки второго варианта испытали «хорошее настроение»(94%), «радость»(73%), «веселье»(71%). Ребята, которым больше по душе были загадки первого варианта чувствовали «хорошее настроение»(12%), «ничего особенного»(88%).

Единодушное признание того, что загадки второго варианта нравятся прежде всего потому, что в них понятные слова подчёркивают лексическую значимость слова, его важность в чувственных и логических познаниях окружающей действительности. Отсюда вытекает, что загадки , хорошо отражающие свойства отгадываемого предмета, несут колоссальную познавательную функцию, ибо осмысленный материал легче закрепляется.

Высокий процент учащихся, отметивших, что загадки второго варианта ещё нравится и потому, что в них красивые слова, они лиричные и сказочные, указывает на эстетическую функцию загадок, где воспитание входит в область духовных ресурсов природы». (11;39)

«Как не вспомнить великого педагога К.Д.Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребёнка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения». (10;22)

«Результаты эмоциональных реакций учащихся на загадки обоих вариантов показывают, насколько сильное воздействие на психику основной массы детей оказывает слово и эмоциональный фон произведения. Память об этой психо – физиологической особенности детского организма, учитель должен вводить в учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности. Итак, результаты опыта позволяют заключить:

К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представлен чётко, ярко, образно, даёт большие возможности для развития воссоздающего воображения, и наоборот -загадки, отражающие объекты природы невыразительно, неточно, на способствуют таковому, так как опыт ребят мал и превалирует в нём чувственное восприятие мира.

Живописные и ритмические загадки духовно ближе детям. Они вводят школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить художественными образами, обогащают словарный запас ребёнка чудесным языком.

Спектр чувств, возникших у ребят на услышанные загадки, говорит о том, что эмоционально окрашенные загадки могут превратить природоведение в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувств». (11;40)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7