Приложение

Для развития творческого воображения, эмпатии нами была разработана методика развития названных качеств, которая представлена в виде трех блоков-направлений.

Первый из них – Путешествие в картины; нетрадиционное рисование.

Знакомя ребенка с произведением искусства, мы помогаем ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Мы вместе с ним исследуем эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивается. Можно отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения.

Работая с музыкальным произведением, мы создаем ситуацию, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная. Затем ребенок выбирает материал, соответствующий сложившемуся у него образу, и визуализирует услышанные впечатления, отыгрывая их художественными средствами. Так рождается живописный или графический образ музыки, создаваемый ребенком в плоскостных и объемных композициях разными техниками. Этот образ естественно закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно-эмоциональный опыт.

Так на занятиях музыкальное пространство, мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать музыкой.

Пространство – место, где существует и действует персонаж. Персонаж – это тот, кто путешествует, тот, с кем путешествуют и тот, кто встречается нам на пути.

Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек, мышонок, слон, туфелька и ,конечно, сам ребенок. А затем:

¨ цветовое пятно;

¨ звук природный или музыкальный;

¨ линия графическая или мелодическая;

¨ абстрактная форма.

Чуть позднее появляются персонажи посерьезнее:

¨ цвет, линия, форма из конкретного художественного произведения;

¨ музыкальная линия;

¨ облако, дерево, солнце из пейзажа;

¨ цветок, груша, кувшин … из натюрморта.

Местом, куда мы отправляемся вместе с персонажем или в поисках его, может быть, например, пространство природы – утренний лес, теплое море или грозовое небо; пространство города; пространство искусства.

Пространство и персонаж существуют во времени.

Время – понятие сложное. На занятиях мы говорим о времени, которое ребенок в состоянии охватить сознанием и памятью, это время, реальное для него; время суток, года, время ближайших событий; время сказочное – «когда-то», «давным-давно», «некогда» и т.д «Сказочное время не выходит за пределы сказки. Оно целиком замкнуто в сюжете. Его как бы нет до начала сказки и нет по её окончании. Оно не определено в потоке исторического времени». Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -Л., 1971. С.232.

Время возникает, когда мы говорим о характере движения: быстро, стремительно, медленно, не торопясь…

Знакомя ребенка с произведением искусства, необходимо помочь ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Необходимо исследовать вместе с ребенком эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но путешествие можно продолжить, отправившись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения. Например, превратить портретное изображение персонажа в цветок или дерево, животное или птицу, сохраняя соответствующее эмоциональное состояние, цветовой колорит и пластику героя. Подобный метод работы называют эмоционально-ассоциативным.(3).

Перейти на страницу: 1 2 3