Влияние цвета; роль музыки

б) интенсивность ощущения;

в) устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

Многочисленные исследования (М.Сент-Джордж, Б.Райт, Л.Рейнватер, А.Купле, Р.Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические.

4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств.

5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают яркие реакции. (Объясняется двойственностью их природы).

6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций).

Таким образом, цвет можно использовать для развития воображения, воображения творческого.

Мир звуков оказывает на нас огромное воздействие (например: взаимосвязь настроения человека и звучания внешнего мира). Для детей это особенно важно, музыка способна полностью сформировать психику (23).

Интоника– наука об обучающих и разрушительных свойствах музыки и ритма. Музыка воздействует на человека в разных плоскостях.

Первый фактор.

Музыка есть вибрация, а вибрации свойственно влиять на биохимию человека. Частота музыкальных вибраций, точно совпадающая с частотой ферментативных процессов, оказывает на них глубокое воздействие. Слушание музыки будущими мамами по системе, исключающей разрушительные вибрации и приносящей благотворные. Это помогает формированию плода и прививает ребенку навыки, которые даже не будучи им осознанны, помогают освоиться в жизни.

Во-вторых, музыка воздействует на физическое тело человека, его эмоциональную сферу.

Играем ли мы, поем или танцуем, - мы заставляем тело работать. Рояль активизирует моторику легких мышц, пение – работу диафрагмы и дыхательного аппарата, задействован и пищеварительный тракт, меняется кровообращение. Танец – все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка «включает» ответственную за него зону мозга.

Различные инструменты вызывают в организме человека разные реакции – даже если играть одну и ту же мелодию. Дело в том, что их звуки различаются происхождением и воздействием на слушателя. Если это рожок – он будет влиять на определенные ткани тела – в частности на волокна, из которых состоит соединительная ткань. Флейта соответствует любой трубчатой структуре в организме (сосудам, трубчатым костям).

Порой, замкнувшись в своих проблемах и болезнях, мы остаемся глухи к любым словам. А на музыку вдруг отзовется наше подсознание, душа, наше глубинное «Я», часто самим нам неведомое. Почему? Словесный контакт у человека связан с речевыми центрами. Этим занимается очень поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух – восприятие шума ветра, леса, воды – по происхождению гораздо древнее. Поэтому посредством музыки мы попадаем в более фундаментальную область в структуре психики.

Третий фактор.

Музыка формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Взрослому человеку, страдающему депрессией, музыка Моцарта может улучшить состояние, что же говорить о еще более восприимчивых детях? Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству. Вызывая неожиданные ассоциации, она словно вскрывает наше подсознание, «вытаскивая» на поверхность не только спрятанные воспоминания, но и потаенные способности, скрытые силы. (23).

Перейти на страницу: 1 2 3