Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.

В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди .

Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека.

Особенности речевой деятельности состоят:

в восприятии человеческой речи других

в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

- в активном воздействии на слушателей, собеседника

Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития.

В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по строго выработанному плану для всего класса.

Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим. Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков одарённости.

Главное: организовать умственное воспитание одарённого ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.

К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к литературному творчеству одарённых.

Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.

Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных классов, частные школы.

Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных программ.

Мною была сформулирована тема работы: развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования

Согласно гипотезе исследования если:

-подготовить и разработать индивидуальную программу развития речи и литературного творчества одарённых детей

-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность

-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся

-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы

то повышается:

а) качество знаний и умений

б) уровень самостоятельности уч-ся

в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

г) развиваются творческие возможности ребёнка

Перейти на страницу: 1 2 3