Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу

В существующей практике число желающих продолжить образо­вание в старших классах определенного общеобразовательного уч­реждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема, кото­рая может стать особенно актуальной в условиях перехода на про­фильное обучение. Поэтому необходимо решить вопрос об открытой, гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Следует отметить, что конкурсный набор в старшие классы отдельных общеобразовательных учреждений не входит в проти­воречие с законодательно закрепленным правом получения каж­дым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п. 1. абз. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уров­ня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкрет­ном общеобразовательном учреждении. В связи с этим представ­ляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускни­ков основной школы, предусмотреть определенную форму, позво­ляющую объективно оценить уровень готовности учащихся к про­должению образования по тому или иному профилю, а также со­здать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую про­фильную школу.

Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различ­ные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Муниципальные органы управления образованием должны обес­печить возможность получения общего среднего (полного) образо­вания каждому школьнику, изъявившему желание в его получении.