Язык оценки

Иногда Н.В. Гоголь рисует целые полотна оценочной зависимости одного человека от другого. Позой тела Ивана Петровича, его «подхихикиванием», когда он находится подле начальника рангом повыше, писатель без труда умеет показать эту зависимость и «расположение».

Физиономисты хорошо понимают оценочное состояние человека даже по еле заметным движениям глаз и губ. Психологи способны глубоко прокомментировать, растолковать эти состояния. Впрочем, навыки для самостоятельного понимания всего этого может приобрести каждый их нас, если поставит перед собой такую цель.

Мы чаще понимаем оценочное состояние другого человека интуитивно, не задумываясь над этим особенно и не подвергая его анализу ни в момент разговора, ни после него. Между тем, если бы мы делали это сознательно и всегда, мы были бы в более выгодном положении в момент разговора. Мы лучше понимали бы своего собеседника, своевременно поворачивали весь ход разговора в нужную для нас сторону.

Оценочный язык собеседника надо не только понимать, но и извлекать из этого пользу, отстаивать свои оценочные интересы. Как справедливо замечает Д. Карнеги: «Руководить другими способен лишь тот человек, который умеет отстаивать свою точку зрения».

Мы привыкли следить за содержанием разговора, но не привыкли прислушиваться и присматриваться к языку оценок, тем и пускаем дело на самотек. Характер оценок одного из собеседников всегда оказывается решающим в разговоре. От этого и зависит, каким будет результат собеседования, в чью пользу он обернется. Об этом хорошо знают дипломаты, язык которых особенно часто сопровождается ритуалом специфических оценок и оценочных суждений, продуманных и проигранных заранее. В последнее время появилось даже слово, которое отражает суть этого процесса: имидж.

Вывод.

Оценочный язык людей достаточно богат, это и слово, и суждение; это и мимика, жест, кивок, улыбка, нахмуренные брови, смех;

это и облик человека в целом.

Чтобы понимать все оттенки, детали, мелочи оценочного состояния человека, необходимо быть наблюдательным, приобретать навыки систематического анализа всех его форм самовыражения.

Перейти на страницу: 1 2