Возможные направления профилизации и структуры профилей.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направленности профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего обра­зования, необходимость стабилизации федерального перечня учеб­ников, обеспечение профильного обучения соответствующими пе­дагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от при­вычных моделей школ с углубленным изучением отдельных пред­метов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация про­фильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изуча­емых с целью завершения базовой общеобразовательной подго­товки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обес­печивать гибкую систему профильного обучения. Эта система дол­жна включать в себя следующие типы учебных предметов: базо­вые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обя­зательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Пред­лагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществове­дения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, соци­ально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предме­ты повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биоло­гия - профильные предметы в естественно-научном профиле; ли­тература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обяза­тельными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов со­ставляет федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственно­го образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на стар­шей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школь­ного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изу­чение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для по­строения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле, курсы «Химические техноло­гии». «Экология» и др. - в естественно-научном профиле: Количе­ство элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, долж­но быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государствен­ный экзамен не проводится.

Перейти на страницу: 1 2