Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;

определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.

Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Компоненты развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста и критерии их оценки

Компоненты музыкальных способностей

Критерии оценки компонентов музыкальных способностей

I. Музыкальный слух.

Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.

Владение широким диапазоном голоса.

Слуховое внимание.

II. Музыкальная память.

Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.

Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.

III. Чувство ритма.

1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

IV. Музыкальное движение.

1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа.

V. Творческие навыки.

Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.

Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.

Таблица 2

Уровни развития компонентов

музыкальных способностей

Компонент

Уровни

1.Музыкальный слух

Высокий

Средний

Низкий

-чистое интонирова-ние мел. линии;

-слуховое внимание;

-широкий диапазон голоса не менее

(6-7 звуков).

-правильное инто-нирование отдель-ных отрывков ;

-улучшение после повторного показа;

-небольшой диапа-зон голоса

(4 звука);

-слуховое внимание отрывочное.

-не чистое интони-рование ;

-отсутствие диапа-зона голоса;

-нет слухового внимания.

2.Чувство ритма.

-четкая точная пере-дача ритмического рисунка.

-передача отдель-ных элементов рит

мического рис.;

-улучшение пока-зателей после пов-торного показа.

-нет точности пе-редачи ритмичес-кого рисунка;

-нет улучшений показателей после повт. показа.

3. Музыкальная память.

-быстрое запомина-ние, узнавание, вос-произведение муз. материала;

-наличие муз. "бага-жа" памяти.

-неточное запоми-нание и воспроиз-ведение муз. мате-риала;

-небольшой запас муз. "багажа" памяти.

-несформирован-ность навыков запоминания, вос-произведения, уз-навания муз. мат.;

-отсутствие муз. "багажа" памяти.

4.Музыкальное движение.

-большой запас тан-цевальных движен.;

умение передать ими характер образа.

-ограниченный за-пас танц. движ.;

неумение передать характер образа.

-отсутствие запаса танцевальных дви-жений.

5. Творческие навыки.

-умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок.

-неуверенность в сочинении мело-дии, ритмического рисунка.

-отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5