Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Фольклор является исключительно цен­ным дидактическим материалом в эстетиче­ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При­чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози­ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со­ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы­кальные образы, приобретает умения и навы­ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са­мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [44,c.13].

Игра в детском возрасте может нести в се­бе различную функциональную нагрузку:

— познавательную;

— физического развития личности;

— импровизационно-творческую;

— организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развива­ют ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра под­ключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках изобрази­тельного искусства он воссоздает своих геро­ев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические компози­ции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров — плясовые, игровые, хо­роводные, колыбельные, прибаутки [44,c.14].

Игры, включая в себя полифункциональ­ные задачи — познавательные, коммуника­тивные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую компози­цию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сея­ли» или «Кузнецы»), а также путем соедине­ния 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и ра­зыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установле­нию необходимых взаимоотношений с парт­нерами по игре.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимают­ся им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна осо­бая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста как наиболее склон­ных к игровому самовыражению. В этом пла­не фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной поч­вой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллекту­ального и физического. Игра помогает разви­тию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных приро­дой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеря­на современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого чело­века. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

Если раньше чувство коллективизма вос­питывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно фор­мировать только в групповых методах де­ятельности. В этом плане фольклор нео­ценим.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллек­тивность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет кол­лективностью, а коллектив объединяется тра­дицией [44,c.15].

Перейти на страницу: 1 2 3 4