Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Получив результаты констатирующего эксперимента и сделав выводы, мы приступили ко второму этапу нашего исследования – формирующему эксперименту, целью
которого явилось развитие тех личностных качеств руководителей, которые были оценены на «4» и ниже (см. диаграммы 1,2,3,4). Приводим общую программу развития личностных качеств руководителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы (см. таблицу 5).
Таблица 5
Программа развития личностных качеств руководителей образовательного учреждения *.
|
№ п/п |
Название качества личности руководителя** |
Содержание работы по развитию качества |
|
1 |
2 |
3 |
|
I Общечеловеческие качества | ||
|
1 |
Трудолюбие |
Беседа, упражнение |
|
2 |
Принципиальность, честность |
Дискуссия |
|
3 |
Обязательность, верность слову |
Беседа, деловая игра, упражнение |
|
4 |
Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику |
Беседа «Как критиковать?» |
|
5 |
Гуманность |
Беседа, дискуссия, семинар |
|
6 |
Тактичность |
Знакомство с литературой, семинар |
|
7 |
Справедливость |
Беседа |
|
8 |
Целеустремленность |
Знакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам» |
|
9 |
Альтруизм |
Беседа |
|
10 |
Высокая культура, безупречная нравственность |
Упражнение «Этический кодекс менеджера» |
|
11 |
Энергичность | |
|
12 |
Работоспособность |
Упражнение «Аутогенная и дыхательная медитация» |
|
1 |
2 |
3 |
|
13 |
Выдержанность |
Тест «Насколько вы терпимы?» |
|
14 |
Любовь к своему делу |
Тест «Удовлетворенность работой» |
|
15 |
Оптимистичность |
Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности |
|
16 |
Требовательность к себе и другим | |
|
17 |
Чувство юмора | |
|
18 |
Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.) |
Беседа |
|
II . Психофизиологические качества | ||
|
19 |
Крепкое здоровье |
Тест «Соответствует ли здоровье человека профессии менеджера?» |
|
20 |
Стрессоустойчивость |
Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса |
|
21 |
Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей | |
|
22 |
Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др). |
Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами» |
|
23 |
Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности) |
Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности» |
|
III Деловые качества и организаторские способности |
Тест «Уровень деловитости» | |
|
24 |
Инициативность |
Тест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А.,тест «Ответственный ли Вы человек?» |
|
25 |
Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность) | |
|
26 |
Самоорганизованность |
Тест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени» |
|
27 |
Дисциплинированность |
Самоконтроль |
|
28 |
Исполнительность | |
|
29 |
Умение четко определить цель и поставить задачу |
Упражнение «Целеполагание» |
|
30 |
Способность менять стиль поведения в зависимости от условий |
Упражнение «Ситуационное использование стилей руководства» |
|
31 |
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой | |
|
32 |
Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль |
Тест «Уровень субъективного контроля»,тест «Умеете ли вы контролировать себя?» |
|
33 |
Способность и стремление оперативно принимать решения | |
|
34 |
Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных |
Упражнение «Оценка персонала» |
|
35 |
Творческий подход к порученному делу | |
|
36 |
Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное | |
|
37 |
Умение поддерживать свой авторитет |
Упражнение «Изучение влияния авторитета» |
|
IV Коммуникативные качества | ||
|
38 |
Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями |
Деловая игра «Партнер» |
|
39 |
Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе |
Тест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности школы» |
|
1 |
2 |
3 |
|
40 |
Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) |
Упражнение «Развитие навыка общения в жизненных ситуациях»,ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?»,упражнения по развитию речи |
|
41 |
Умение выступать публично |
Упражнения |
|
V Профессиональные знания | ||
|
42 |
Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.) |
Беседа, семинар, дискуссия |
|
43 |
Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов |
Беседы, семинары, практические упражнения |
|
44 |
Умение работать с документацией |
