Введение

Тема данной дипломной работы – «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Эта работа написана в русле такой науки как методика преподавания иностранных языков.

Основная цель данного исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту немецкого языка.

Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы:

- рассмотрение места и специфики лексических навыков

- анализ учебника для старшей ступени

Актуальность данной дипломной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.

До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию. Проблема соотношения лексики, грамматики и фонетики при обучении языку очень важна. До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от неё. Одним из главных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам обучения лексике уделяется довольно большое внимание.

(Миролюбова А.А. 1967:105)

Материалом для написания дипломной работы мне послужили труды Бим И.Л., Миролюбовой А.А., Пассова Е.И., Бермана И.М., Шатилова С.Ф. и журнал «Иностранные языки в школе».

Материалом для анализа послужил учебник «Немецкий язык, контакты» Ворониной Г.И. и Карелиной И.В., по которому я проводил занятия немецкого языка в школе-лицее №7 во время педагогической практики.

Теоретическая значимость работы заключается в определении специфики операционных лексических навыков и места лексики в обучении устно-речевому общению.

Практическая же значимость состоит в том, что мною были проанализированы упражнения по обучению лексике, чтобы затем можно было бы практически применить их на занятиях немецкого языка в школе.

Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». По образному выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда).

Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:

1)слова; 2)устойчивые словосочетания; 3)клишированные обороты (выражения)

Лексические единицы обладают своей спецификой и можно выделить 4 особенности лексических единиц:

1) под формой слова следует прежде всего понимать его звуковую оболочку, воспринимаемую на слух. В обучении лексике следует учитывать особенности произношения и написания изучаемых лексических единиц

2) Содержательную сторону слова образует его значение

3) Употребление слова связано с его грамматическим оформлением, благодаря которому оно образует различные словоформы

4) Помимо собственных «внутренних» свойств, слову присущи особые «внешние» свойства – способность к сочетаемости с другими словами, благодаря чему образуются словосочетания.

(Берман И.М., 1986:156)

Следует сказать, что обучать лексике – значит обучать слову. «Слово – это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение.» (Като Ломб, 1993:12)

Перейти на страницу: 1 2