Рисуночные тесты.

В своей работе для изучения личности пятиклассника использовалось 3 рисуночных теста: автопортрет, несуществующее животное, семья. Эти тесты выявляют яркие индивидуальные отличия детей и позволяют наиболее глубоко понять душевное состояние человека, его видение мира, социальную ориентацию. Я использовала эти методики не только для того, чтобы изучить личностные особенности и отклонения детей, но и для того чтобы рассказать им какие у них проблемы, над чем им надо работать в дальнейшем. То есть после интерпретации с ними проводилась беседа и ознакомление их с анализом их рисунков, что дает стимул к дальнейшему их самовоспитанию.

Рисуночный тест “Несуществующее животное” помогает в основном в выявлении степени тревожности, агрессивности, демонстративности. Большинство рисунков действительно отразили эти показатели. Так как у животных были и клыки и шипы и острые когти. Очень часто встречалась неровность линий, как будто они проводились дрожащей рукой. Это говорит уже об органических отклонений в психике. Были и животные, уподобленные человеку. Это свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Большинство демонстративных рисунков встречалось у девочек. Длинные ресницы говорят о заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большое значение. Многие рисунки были выполнены на весь лист. Поэтому было сложно определить уровень самооценки.

Рисуночный тест “Семья” выявляет внутрисемейные отношения. Позволяет определить как ребенок субъективно оценивает свою семью, какое место в ней занимает, какие отношения у него с другими членами. После интерпретации выяснилось, что очень мало рисунков с благополучными семьями. Очень часто испытуемый отделяет себя от семьи, то есть рисует себя дальше от остальных членов семьи. Один мальчик нарисовал себя и маму без глаз. Причем у мамы достаточно грозный вид: широкие плечи и кулак. Себя он нарисовал одного роста с мамой и тоже с широкими плечами. Из этого можно сделать вывод, что этот мальчик пытается “быть ее мужем”, он не дает вести ей личную жизнь. А мама против этого и поэтому атмосфера в семье очень напряженная. Другой мальчик всех своих родственников нарисовал очень маленькими, без туловища и без носа. Это говорит об агрессивном настрое этого ребенка. Одна девочка нарисовала не своих родителей и отказалась объяснить почему. А другая вообще отказалась рисовать свою семью.

Рисуночный тест “Автопортрет” очень полезен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности.

С первого взгляда на рисунках было заметно, что дети рисуют очень большую голову или вообще одну голову без туловища. Это свидетельствует о больших интеллектуальных претензиях, или о недовольстве своим интеллектом. Девочки нарисовали очень большие глаза, что говорит о подозрительности и о чувствительности к общественному мнению. Один мальчик нарисовал очень большую голову, одно большое ухо и маленькое туловище. Это свидетельствует об очень низкой самооценки, о чувствительности к критике.

Рисуночные тесты дали мне очень много информации о личности ребенка, о его отношениях с другими людьми.