Постановка проблемы и методы исследования.

Как было сказано выше, в подростковом возрасте наблюдается своеобразный пик сензитивности в формировании самосознания личности, и помощь в овладении навыками самопознания в этом периоде будет наиболее целесообразной и эффективной.

Эффективное самопознание и самоанализ черт личности подростков возможны путем оказания помощи им со стороны взрослых в создании ими благоприятных условий для этого процесса.

Процесс познания детьми самих себя имеет свои особенности, они обуславливаются главным образом своеобразием объекта познания, который выступает и субъектом. Именно поэтому нам, взрослым, приходится создавать дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые возникают при этом. Эти условия не представляют собой ничего необычного, они заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны, глазами других.

Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.

Роль такого взрослого взяла на себя я и решила провести исследования детей 10-11 лет, так как именно в этот период у подростка начинает более активно проявляться интерес к себе, к особенностям своего характера.

Исследования проводились на домупосредством групповой работы с элементами тренинга. В занятиях участвовало 4

человек (две девочки и два мальчика). Было проведено 8 занятий по 90 минут.

Б

ыли поставлены следующие задачи:

- создать атмосферу и условия для самораскрытия личности каждого ребенка;

- обеспечить школьников средствами самопознания;

- повысить представления школьника о собственной значимости;

- преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу.

Чтобы процесс самораскрытия развивался постепенно и естественно, без давления, курс занятий был разделен на три этапа:

1. Налаживание контакта с детьми

.

2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия.

3. Более глубокое самораскрытие и самопознание личности каждого ребенка.

Примерная структура каждого занятия была такой:

1. Разогревающие игры, упражнения, направленные на налаживание контактов друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы;

2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии, мое объективное мнение о характере каждого ребенка, советы над чем надо работать.

3. Двигательные игры, упражнения на сплочение.

4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения), выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности.

5. Обратная связь.

Продолжительность каждого занятия - 90 минут.