Различные виды работы при обучении письменной речи в старших классах

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное взаимодействие, эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся:

· поздравительные открытки,

· телеграммы (личного и делового содержания),

· записки (членам семьи, друзьям и коллегам по работе),

· вывески (на домах, учреждениях),

· этикетки (на товарных упаковках),

· подписи к рисункам,

· объявления-инструкции,

· объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни)

· меню

· рекламы

· приглашения

· соболезнования

· личные письма

· деловые письма, в частности письма о приеме на работу

· благодарственные письма

· письма с протестами и жалобами

· обращения (к руководителю, общественности)

· ответы на заявления

· автобиографические сведения

· характеристики

· заполненные анкеты и бланки

· справки

· опорные схемы для выступлений перед аудиторией

· инструкции (по технике безопасности, по выполнению заданий)

· рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные)

· дневники (наблюдений, путешествий)

· диктанты

· библиографии (произведения автора, книги по проблеме)

· конспекты (краткое изложение содержания прочитанного)

· заметки в стенную газету

· впечатления (об увиденном и услышанном)

· книжные обозрения

· рецензии (на книгу, на рассказ, произведение искусства)

· отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе)

· доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев)

· изложение (прочитанного, услышанного)

· резюме (основная идея прочитанного, услышанного)

· сообщения (о новостях, о последних событиях)

· обзоры (статей в газете, событий за неделю)

· аннотации, т.е. précis (основное содержание рассказа, книги, фильма)

· рефераты (краткий обзор прочитанного)

· тезисы (краткое изложение выступления)

· проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира)

· очерки (собственный взгляд на вещи и явления)

· сочинения (интерпретация темы или проблемы)

· рассказы (придумывание фабулы и сюжета)

· стихи (создание стихотворных произведений разной формы).

Формы письменных речевых произведений имеют соответствующие и, нередко, общепринятые признаки.

Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях), который реализуется упражнениями речевого характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7